18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Диалектическая победа репортажа над фотографией

Вадим Ковригин. ВСХВ. Фрагмент скульптуры «Рабочий и колхозница». Конец 1930-х — 1940-е.  Фото: Центр визуальной культуры Béton
Вадим Ковригин. ВСХВ. Фрагмент скульптуры «Рабочий и колхозница». Конец 1930-х — 1940-е.
Фото: Центр визуальной культуры Béton
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Книгу-фотоальбом «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов», выпущенную по следам одноименной выставки в московском Центре визуальной культуры Béton, пожалуй, интереснее читать, чем рассматривать

Образцом для выставки в московском Центре визуальной культуры Béton послужила Первая всесоюзная выставка фотоискусства в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в 1937 году, приуроченная к годовщине Октябрьской революции. Та экспозиция, полностью идеологизированная, должна была показать торжество соцреализма, конец дискуссии и победу ангажированного фоторепортажа над прочими жанрами. Пользуясь работами советских фотографов из собственного обширного собрания, центр Béton постарался, насколько возможно полно, реконструировать прошлое — выставка «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов» получилась весьма внушительной.

Алфавит. «Советская фотография 1920–1930-х годов». М., 2024. 300 с., ил.
Алфавит. «Советская фотография 1920–1930-х годов». М., 2024. 300 с., ил.

Не хватало разве что больших портретов Сталина и его соратников перед входом в центр. И еще фундаментального, академического каталога, в котором бы осмыслялись история формирования и принципы предвоенной советской фотографии. И вот наконец эта книга появилась — великолепно изданная, тяжелая, как кусок бетона, с большой и содержательной вступительной статьей одного из кураторов, Артема Логинова, с историческими документами, цитатами и статьями классиков советской фотографии — сохранившимися свидетельствами яростной борьбы художественных группировок за государственное признание (а другого и быть не могло).

Как часто случается в визуальном искусстве, книгопечатании и химии, результат сложной смеси превзошел сумму ингредиентов. В прекрасно изданном альбоме с фотографиями парадоксальным образом самое интересное для внимательного читателя эпохи «постправды» — тексты создателей отретушированного и отколлажированного мира, в котором мы с той поры и живем, уже не задаваясь наивными вопросами соответствия видимого невооруженным глазом видимому через медиа. Через объектив, как в случае фотографии.

Праздник «Динамо» на Красной площади. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Праздник «Динамо» на Красной площади.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

«Встреча на практике с большим народным делом — строительством Беломорско-Балтийского канала — помогла изменить свой метод работы А.Родченко», — пишет в статье 1936 года «На путях к реализму, к народности» С.Морозов, развинчивая на составные части и сокрушая формализм, натурализм, ложно понятый реализм и «равнодушие к идейной стороне содержания». Поучительное чтение не только для историков искусства, но и для, скажем, неосмотрительных «тиктокеров» и словоохотливых блогеров, цифровые битвы и публичные покаяния которых заменили нам как будто творческую полемику Фото-ЛЕФ, группы «Октябрь», РОПФ и прочей «творческой оппозиции».

«Социалистический реализм был грандиозным проектом погружения сознания населения в виртуальный мир утопии», — пишет во вступительной статье куратор. И на 300 страницах книги-каталога перед нами разворачивается поражающая воображение драма создания этого проекта на фотодокументах эпохи с пояснениями авторов и кураторов, выражаясь современным языком. Но вот с тем, что «визуальную продукцию, которая была создана согласно критериям метода соцреализма, не представляется возможным объективно оценивать на основе ценностной шкалы традиционного искусства», можно и поспорить, даже не вдаваясь в детали того, что именно вы бы сочли «традиционным искусством».

Темерин А. Портрет Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко. 1929. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Темерин А. Портрет Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко. 1929.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Дело в том, что при всем разнообразии техник, приемов, интересов и разных взглядов на искусство у советских фотографов их представленную в альбоме визуальную продукцию вполне можно оценить. Пусть даже не вполне объективно. Согласно марксистской диалектике «отрицания отрицания», рассматривание в промышленном количестве фоторепортажей соцреалистов вместо того, чтобы формировать у современного читателя фантазийную картину прекрасного ретрофутуризма, погружает его в мир жутковатых образов прошлого. Что опровергает в объективной основе метод, с помощью которого создавался этот репортаж о несуществующем мире. В конце концов, мы же в состоянии оценивать странички блогеров-инфлюэнсеров? Даже если они снимали камерой Leica и выкладывали фотки в журнал «Пролетарское фото» 100 лет назад.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+