18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Хвалынск: художники, древние городища, яблоневые сады и волжские просторы

Резные деревянные наличники старого кирпичного дома  в Хвалынске.  Фото: Дмитрий Курбатский
Резные деревянные наличники старого кирпичного дома в Хвалынске.
Фото: Дмитрий Курбатский
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Составляя маршрут путешествия по приволжским городам, обязательно внесите в него Хвалынск — город, который встречает гостей старинными купеческими домами, яблоневыми садами и необозримым простором окрестных холмов

Даже те, кто никогда не слышал про Хвалынск, точно знакомы с шедевром Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Хвалынск — родина знаменитого художника, город в Саратовской области, раскинувшийся на правом берегу Волги, у подножия Хвалынских гор. Волга здесь похожа на море, а по древним городищам, меловым холмам и яблоневым садам можно гулять часами. Как и по улочкам города, чувствуя себя путешественником во времени.

История крупными мазками

До создания на Волге Саратовского водохранилища напротив Хвалынска находился огромный остров, отмеченный на картах как Сосновый. В его истории отразилась судьба России с момента покорения Казанского и Астраханского ханств. В 1556 году Иван Грозный послал на Волгу для наведения порядка «плавные рати» из стрельцов, которые обосновались в том числе на Сосновом острове. В 1606 году эти места отошли в пользу московского Чудова монастыря, устроившего здесь рыбные ловли и сезонное поселение. Весеннее половодье причиняло ущерб рыбакам — тогда Петр I пожаловал монастырю земли на правом берегу Волги, напротив острова. Так, в 1685 году появилось село Архангельское (Сосновый остров). Микроклимат приволжских холмов оказался идеален для яблоневых садов. В 1780 году село, разбогатевшее на торговле зерном, стало уездным городом Хвалынском. В этом имени навсегда сохранилась память о древнем названии Каспийского моря — Хвалынское или Хвалисское, которое оно, по одной из версий, получило от народа хвалисов, обитавшего в северном Прикаспии.

Вид на центральную часть города.1873.  Фото: П.П. Пятницкий
Вид на центральную часть города.1873.
Фото: П.П. Пятницкий

Хвалынск вместе с окрестностями до революции был одним из центров старообрядчества: поборники старой веры, гонимые правительством, появились в Сосновке еще в конце XVII века и заселили эти края.

Город переживал разные времена. В 1892 году в Хвалынске произошел знаменитый холерный бунт, во время которого восставшие горожане и заезжие разжигатели жестоко убили городского врача Александра Молчанова. Об этих ужасах уездного города говорили при дворе, писали в столичной прессе, а позже и в художественной литературе. В том числе в повести Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Хлыновск».

Хвалынск неразрывно связан с жизнью и творчеством этого выдающегося русского художника. Живописец, график, теоретик искусства и педагог родился здесь в семье сапожника. Свою двойную фамилию он унаследовал от далекого предка-разбойника Водкина и прадеда Петра, от чьего имени образовалась родовая фамилия. Мать художника, Анна Пантелеевна, из бывших крепостных крестьян, работала прислугой в семье богатых хвалынских купцов. Полуграмотная женщина была духовно настолько богатой, что сын в течение всей жизни находил в ней главного советчика, друга и исповедника — переписка с ней фактически заменила ему дневник.

Кузьма Петров-Водкин. «Мать». 1913. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин. «Мать». 1913.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Посещая родину любого знаменитого художника, всегда хочется найти ответ на вопросы: какая земля его взрастила? где он черпал вдохновение? В Хвалынске след Петрова-Водкина отыскивается без хлопот. Где-то здесь, на улицах старого города, стоял дом, в котором Кузьма, еще отроком, познакомился с местными иконописцами и перенимал у них азы мастерства. А в доме Абакумова у Петрова-Водкина произошла судьбоносная встреча с известным петербургским архитектором Романом Мельцером. Именитому мастеру показали рисунки Кузьмы, и, впечатленный творчеством юноши, он принял деятельное участие в судьбе будущего художника. Сохранился и дом, который Петров-Водкин купил для родителей в 1905 году. Здесь сегодня располагается его мемориальный музей.

Всю жизнь художник воспевал живописные пейзажи Хвалынска: сверкающие на солнце меловые холмы, сады с ароматными яблоками, изрезанную островами Волгу. Жизнь мастера проходила в столицах и заграничных поездках, но душа его всегда тянулась в родные края. Он даже купил в окрестностях Хвалынска сад и построил там дачу-мастерскую, которую называл Красулинка. Здесь в 1916 году художник сформулировал теоретическую основу своей знаменитой «сферической перспективы». К сожалению, в 1920-х годах родственники Кузьмы Сергеевича не сумели сохранить дачу, она была разрушена.

Гуляя по Хвалынску, можно не раз встретиться с Петровым-Водкиным «лицом к лицу». В центре города есть два его памятника: барельеф на гранитном камне установлен на площади у Дворца культуры, а памятник с велосипедом — у здания картинной галереи, которая носит имя гения места. В хвалынских музеях хранится около 20 живописных работ Кузьмы Петрова-Водкина, а также его графика, личные вещи и рукописи. Но это не единственная гордость музейных собраний: так же ценна и уникальная коллекция икон XVI–ХХ веков, спасенная в 1920-х годах из знаменитых старообрядческих монастырей на Черемшане в пригороде Хвалынска.

Памятник Кузьме Петрову-Водкину на ул. Ленина.  Фото: Титов Николай/Легион-медиа
Памятник Кузьме Петрову-Водкину на ул. Ленина.
Фото: Титов Николай/Легион-медиа

Гулять, любоваться, возрождать

Кажется, весь Хвалынск можно осмотреть за один день. Но, чтобы успеть насладиться духом старинного города и посетить все его музеи, стоит остаться подольше.

Хвалынск — это старое доброе купеческое Поволжье, где каменные дома XIX века соседствуют с деревянными. Бросаются в глаза добротные здания, возведенные на рубеже XIX–XX веков; в их архитектуре можно увидеть и древнерусскую узорчатость, кокошники, пилястры, и барочные картуши в обрамлении окон. Все это придает облику города индивидуальность, а за доминанту отвечает 26-метровая кирпичная пожарная каланча, построенная в 1896 году.

В нескольких километрах от Хвалынска, в селе Поповка, стоит уникальный для Поволжья крестьянский дом с хорошо сохранившейся самобытной интерьерной росписью. Нынешняя владелица Юлия Терехова, искусствовед из Санкт-Петербурга, выкупила его и бережно восстановила. И это не единственный пример, когда творческие люди и ценители старины, побывав в Хвалынске, возвращаются сюда и связывают жизнь с этим городом.

Особняк купца Н.С.Солдаткина.  Фото: Дмитрий Коган / Фотобанк Лори
Особняк купца Н.С.Солдаткина.
Фото: Дмитрий Коган / Фотобанк Лори

В свое время полюбил Хвалынск и Евгений Соседов, зампред Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и руководитель проекта «Консервация», который занимается спасением погибающих памятников архитектуры в регионах России. Он даже купил и реставрирует здесь старинный дом.

«Лично для меня очень важно, что город окружен невероятной по красоте природой, сразу за историческим центром начинаются сады, уходящие в живописные холмы. В городе сохранились средовая застройка и городской ландшафт. Их основа — это традиционные деревянные жилые дома с очень своеобразной и наполненной символическими образами резьбой. Эти дома постепенно уходят или уродуются жителями, но все-таки еще формируют живописный „сельский“, одноэтажный облик города. Если говорить про каменную застройку, то основные стили — это уникальный хвалынский извод эклектики и историзма, мало на что похожий. Совершенно безумное узорочье, смешанное с элементами барокко разных эпох. Наличники невозможных форм, карнизы и поребрики, колонки и еще масса элементов буквально облепляют фасады домов. Возможно, местные купцы-старообрядцы пытались выстроить здесь свою идеальную дораскольную и допетровскую Русь, но в качестве архитектурных прообразов ориентировались на московские храмы и палаты XVII и даже начала XVIII веков», — говорит Евгений Соседов.

Элемент внешнего украшения дома Ярило. Конец XIX в. Хвалынский краеведческий музей.  Фото: Хвалынский краеведческий музей
Элемент внешнего украшения дома Ярило. Конец XIX в. Хвалынский краеведческий музей.
Фото: Хвалынский краеведческий музей

Одно из самых красивых зданий Хвалынска занимает краеведческий музей. Этот двухэтажный особняк, построенный в 1860-х годах, в период эклектики, принадлежал столпу хвалынского старообрядчества, купцу Михаилу Михайлову, а позже перешел по наследству его племяннику Михаилу Радищеву, городскому судье и пытливому исследователю хвалынского края, собравшему уникальные орнитологическую, нумизматическую и археологическую коллекции. Кстати, именно благодаря ему в 1903 году удалось спасти Сосновомазинский клад эпохи бронзового века. Сейчас клад выставлен в Государственном историческом музее в Москве, а три предмета из него находятся в коллекции хвалынского музея.

К сожалению, в годы богоборчества в Хвалынске уничтожили практически все архитектурные доминанты — семь храмов. Из самых заметных сооружений остались пожарная каланча, татарская мечеть, а также Крестовоздвиженская церковь (бывшая Покровская). Построенная в начале ХХ века, сегодня она знаменита комплексом росписей и сохранившимися витражами из блоков фальконье.

Витраж из блоков фальконье в Крестовоздвиженской церкви.  Фото: Н.А. Андреев/Музей архитектуры имени А. В. Щусева
Витраж из блоков фальконье в Крестовоздвиженской церкви.
Фото: Н.А. Андреев/Музей архитектуры имени А. В. Щусева

Любителям советского модернизма понравятся редкая чеканка рядом с Хвалынским агропромышленным колледжем и некоторые другие памятники и скульп­турные формы 1950–1970-х годов. Особенно впечатляют те, которые словно прячутся в старых заброшенных санаториях. В здравнице «Родник» раньше располагался Введенский женский монастырь. Сегодня в этом месте, кажется, есть нечто мистическое: заброшенные корпуса, кот, который неожиданно появляется и словно сопровождает гостей по тропинкам… А в затянутом ряской пруду можно увидеть карпа и огромную щуку — если долго и терпеливо ждать.

Необыкновенные пейзажи и ландшафт в окрестностях Хвалынска издавна привлекали художников. Они снимали здесь дома, и все лето их можно было видеть за мольбертами в городе и на холмах. Одно из самых лиричных и эмоциональных произведений Виктора Борисова-Мусатова — языческое «Изумрудное ожерелье», вдохновленное хвалынскими дубравами и праздником зеленого маскарада, — написано именно тут. До революции 1917 года, да и в советское время Хвалынск был центром высокой провинциальной культуры, отголоски которой сохранились и сегодня: в городе с населением всего 12 тыс. человек существует четыре крупных музея с богатой историей и интереснейшими экспозициями.

Вид на Волгу с холмов Хвалынска.  Фото: Евгений Соседов
Вид на Волгу с холмов Хвалынска.
Фото: Евгений Соседов

И сегодня сюда приезжают за вдохновением и возможностью поработать в атмосфере спокойствия и умиротворения. Столичная художница Ольга Глазунова часто бывает в Хвалынске, на родине предков. «Хвалынск обязательно найдет отклик в душе каждого, — уверена она. — Природа здесь дает множество совершенно разных ассоциаций, настроений, она лечит глаз, гармонизирует душу. Любители Серебряного века и художников русского модерна почувствуют здесь уникальную связь философии, природы и искусства. Это очень тонкие материи, их сложно описать словами — нужно здесь ходить, дышать, думать, само место невероятно вдохновляет. Я каждый раз возвращаюсь сюда за особой энергетикой, историческим наполнением, приезжаю поздороваться с портретами прапрадедушек в музее и изучить новые перипетии их судеб. Хочется, чтобы Хвалынск, его окружение всегда сохраняли свою особенную экосистему и энергетику, чтобы оберегалось и культивировалось историческое наследие».

Дмитрий Курбатский
Собственник финансовой группы «Дмитрий Донской», партнер в фондах по сохранению наследия «Внимание» и «Том Сойер Фест — Наследие», участник лабораторий благотворительности и развития городов сообщества Noôdome

Не могу забыть свое первое впечатление от Хвалынска. Когда в темноте мы свернули с основной трассы на второстепенную дорогу и по достаточно крутому уклону стали спускаться вниз, то первое, что я увидел, были газосветовые вывески с названием города. И так получилось, что на повороте сначала засветились мягким неоновым светом только первые буквы — «Х» и «В». Словно «Христос Воскресе». В этом было что-то фантастическое!

Но нужно быть готовым к тому, что в Хвалынске вы испытаете самые разные эмоции — от полного восторга, когда видишь старинные дома, сохраненные с заботой и любовью, до тоскливого разочарования от вида исторических зданий, обшитых сайдингом. Они «отремонтированы», но на самом деле искалечены собственными владельцами. Особенно грустно смотреть, когда такие дома стоят друг напротив друга, словно два брата-близнеца, которых разлучили. К сожалению, хозяева могут обращаться со своими домами как угодно. И далеко не у всех людей есть понимание ценности старинных домов, вкус и желание сохранять историческое наследие. Но, несмотря на это, у этих мест огромный потенциал.

В Хвалынске, полном следов истории и богатой культуры, многое делается трудами неравнодушных людей. В первую очередь это историк, общественный деятель, основатель фонда «Сосновый остров» Алексей Наумов с единомышленниками, бизнесмен и меценат Константин Чикобава, директор Художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина Валентина Бородина. Для них Хвалынск — дорогая родина, они знают, как можно сделать город привлекательным для туристов и как его развивать. Но им нужна поддержка властей, горожан с возможностями, людей, волею судеб разлетевшихся из Хвалынска по всему миру, и неравнодушных жителей столичных городов.

Я уверен, что для них, как и для меня, участие в деле сохранения наследия, несмотря на все его трудности, — большая радость и гордость, возможность оставить после себя след, находить единомышленников и новых друзей, вдохновлять окружающих и своих детей. А еще в сфере сохранения наследия работает принцип малых дел: важно показывать людям, как несложными и понятными действиями можно менять жизнь в городах. И лучше сделать хоть что-то, чем не сделать ничего.

Приглашаю всех читателей к поддержке городских проектов Хвалынска и других городов через наши фонды. Помогая сохранять наследие, вы побалуете себя искренними эмоциями, настоящей радостью и теплом.

Давайте… хвалынствовать!

Хвалынск хорош для туризма в любое время года. Весной можно застать пору цветения яблоневых садов, окутанных благоуханием. Летом — погулять по Хвалынскому национальному парку, искупаться в Волге и озерах, отправиться на экскурсии по городу и усадьбам, организовать пикник или поездку на теплоходе-«омике» и, конечно, полюбоваться закатами. Зимой город превращается в горнолыжный курорт, оборудованный трассами разной сложности. А в краткие, но прекрасные дни золотой осени открываются невероятные виды на холмы и бескрайнюю Волгу.

Но все-таки, почему стоит ехать именно в Хвалынск? Чтобы «хвалынствовать»! Это слово придумал Алексей Наумов, основатель фонда «Сосновый остров», настоящий хранитель города, его истории и культуры. Приезжая в Хвалынск, следует познакомиться с Алексеем в пространстве «Доброе место» или сходить на одну из его авторских экскурсий.

«Пожив в Москве и Лондоне, я вернулся в родной город в 2016 году, потому что не мог оставить его и наблюдать за деградацией места, где когда-то кипела культурная жизнь, — объясняет Алексей Наумов. — Культура, дословно, есть возделывание. И я понимал, что провинцию не нужно спасать — в ней нужно жить. Каждому селу по праведнику, хранителю — и качество решений на местах будет совершенно иным. Возрождая историю города, возвращая сюда потомков хвалынцев, сохраняя наследие, мы создали в нем смысловой стержень, вокруг которого развивается социокультурное явление, которое я условно назвал „хвалынство“. Это смесь образов и смыслов, вкусов и запахов, времен и пространств, людей и эмоций. Хвалынствовать значит погружаться в контекст места, падать в его крепкие объятия и иметь желание непременно повторять это в течение жизни».

Молодой яблоневый сад.  Фото: Евгений Соседов
Молодой яблоневый сад.
Фото: Евгений Соседов

В год Хвалынск посещает 300 тыс. туристов, что превышает численность населения в 25 раз! Увы, не всем из приезжих удается хвалынствовать. Развитие качественных сервисов внутри города — это стратегическая задача для того, чтобы раскрыть его потенциал для гостей. Мечта Алексея Наумова — создать в городе музей-заповедник «Хвалынск — родина Петрова-Водкина», который бы объединил коллекции всех музеев и вписал их в контекст исторической среды и ландшафтов. В этом музее мог бы появиться свой театр, где бы ставили пьесы, написанные художником, здесь бы соединилась его автобиографическая повесть «Хлыновск» с реальным пространством.

Можно связать местное производство и искусство. Известный факт. Когда студенты Академии живописи, ваяния и зодчества приезжали после летних каникул, они по традиции привозили местные продукты из родных городов и угощали однокашников и профессоров. Так вот, Петров-Водкин привозил из Хвалынска яблоки и варенье. Марка «Хвалынский сад», известная по всей России, принадлежит предпринимателю и меценату в области сохранения культурного наследия Константину Чикобаве, который восстановил местные хозяйства, заброшенные в 1990-е. Чикобава, искренне влюбленный в свое дело, не просто выращивает и продает яблоки, но и сам их перерабатывает — делает соки, пастилу, чипсы. Эту марку можно найти и в столице.

Где остановиться и что поесть

В Хвалынске есть разные варианты размещения. За доступную цену можно снять у местных жителей квартиру или дом. На горнолыжном курорте и всесезонном парке отдыха «Хвалынь» можно поселиться в гостиничном номере или в отдельном домике, поплавать в бассейне и сходить в баню. Самый популярный отель города «Серебряный век» расположен в историческом здании в центре. Из его окон открывается живописный вид на Волгу. Гостей здесь угощают вкусной домашней кухней от приглашенного повара по предварительному заказу.

Всесезонный парк отдыха «Хвалынь».  Фото: парк отдыха "Хвалынь"
Всесезонный парк отдыха «Хвалынь».
Фото: парк отдыха "Хвалынь"

С сервисом питания в других местах ситуация хуже. Когда-то в городе был известный на всю округу ресторан «Волга» с локальным меню. Сейчас от него остались одни воспоминания. Прилично позавтракать, пообедать или поужинать можно в кафе парка «Хвалынь» в семи минутах езды от центра. Там же находится ресторан местной пивоварни — правда, нужно учитывать, что открыт он с четверга по воскресенье. В самом городе есть пара кафе, где можно перекусить, но Хвалынск определенно ждет проектов опытных рестораторов.

Конечно, голодным в Хвалынске не останешься. Можно отправиться в шашлычную за гигантскими сочными кусками мяса и хашламой неподалеку от города. Или присмотреться к местным продуктам и организовать себе ужин по-хвалынски на скорую руку: свежая лепешка с рынка, знаменитая черемшанская кабачковая икра и гостовские сардельки, тоже местные. Если этого не хватит, на добавку взять на рынке козий сыр. И конечно, яблоки традиционных и редких сортов здесь можно и нужно есть всегда: урожай хранится в погребах с августа до апреля.

Еще в Хвалынске крутят вкусные роллы. Конкуренцию с ними не выдержали даже заходившие в город сетевики. Лучшую пиццу можно заказать в кафе «Прииск» (везде есть возможность доставки), а если кто захочет качественную солянку — то прямиком в кафе «Визит».


Адреса

Хвалынский краеведческий музей
ул. им. Петрова-Водкина, д. 40;
ул. Революционная, д. 120
+7 (84595) 2-19-08

Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина
Дом-музей ул. Ленина, д. 208
+7 (84595) 2-20-27

Картинная галерея
ул. Ленина, д. 89
+7 (84595) 2-10-94

«Доброе место»
Шоурум, организация путешествий, экскурсий и бронирование отелей
ул. Ленина, д. 85
+7 (927) 626-73-39

Парк отдыха «Хвалынь» и пивной ресторан

Отель «Серебряный век»
ул. Коммунистическая, д. 1

«ЕшьРолл»
ул. Петрова-Водкина, д. 3б

Как добраться из Москвы

– Фирменный ночной поезд до Сызрани, далее 1 ч 15 мин на такси.

– На автомобиле по платной дороге через Арзамас (стоит заехать!) на Казань 700 км преодолеваются за 6 часов. Далее по региональной дороге хорошего качества 300 км через Ульяновск — это еще около 4–5 часов. На обратном пути из Хвалынска можно захватить ночь в Ульяновске, где предаться роскоши в новейшем отеле Radisson.

– Аэропорт Саратова в 230 км от Хвалынска.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+