18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Квадратура пространства: привычка к селфи не мешает познанию?

Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C. Фото: Юрий Пальмин
Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C.
Фото: Юрий Пальмин
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Каталог выставки в «ГЭС-2» сделан изощренно, но на уровне содержания избегает снобизма. Вместо антологии мирового современного искусства здесь преподнесена методика его восприятия — не очень мудреная, но требующая некоторой зрительской концентрации

Картонная коробка, в ней два полиграфических изделия, не совпадающие ни формой, ни размером. Чего-то примерно такого и ждешь от каталога выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»: обычный книжный томик был бы в этом случае слишком банален. Когда экспозиционный проект посвящен перерастанию беспредметности в «новое искусство», отметающее или переосмысляющее многие прежние традиции, тогда и каталог должен бы соответствовать кураторскому замыслу. Оригинальное полиграфическое решение предложено Евгением Корнеевым и проектным бюро «Раздизайн».

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: каталог выставки. М.: V–A–C Press, 2024. 168 с., ил.
Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: каталог выставки. М.: V–A–C Press, 2024. 168 с., ил.

Первое изделие из двух — собственно каталог выставки. Книжный блок сконструирован так, что каждая пара соседних листов соединена между собой подобием подгибного клапана. В результате альбом приобрел неравномерную толщину: у корешка он тоньше, а ближе к переднему обрезу разбухает вдвое. Хранить на полке не очень удобно, читать и разглядывать, пожалуй, тоже, зато концепция сразу выходит на передний план.

Пожалуй, бумажная конструкция, настойчиво взывающая к трехмерности (о которой мы редко задумываемся, перелистывая обычные страницы), отчасти замещает собой сложносоставное пространство самой выставки, которая включает не только десятки произведений главных художников ХХ века, отечественных и зарубежных, но и работы из XIX столетия. Экспозиция в Доме культуры «ГЭС-2» довольно прихотлива, и каталог своим дизайном про это напоминает. Как и про то, что искусство после супрематизма оказалось ничуть не элементарным, а ровно наоборот.

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: книга для чтения. М.: V–A–C Press, 2024. 184 с.
Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: книга для чтения. М.: V–A–C Press, 2024. 184 с.

Хотя любая внутренняя сложность, обретая глобальное звучание, чревата соскакиванием в массовую культуру. Во вступительном слове автор идеи и сокуратор выставки Франческо Бонами рассуждает о том, что в наши дни любой шедевр все чаще воспринимается лишь как фон для селфи. Тем не менее Бонами не видит здесь повода для печали, придерживаясь мнения, что всякое упрощение рано или поздно порождает другую, собственную сложность — чему хватает примеров в истории искусства. Вывод: пусть себе селфятся, сталкиваясь одновременно и с психотерапевтическим эффектом, и с глубинными противоречиями такого занятия. Само пространство «ГЭС-2», творение архитектора Ренцо Пьяно и идеальная площадка для селфи, вроде бы содержит выставку внутри себя, но при этом играет роль одного из ее экспонатов.

Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Статья другого куратора, Зельфиры Трегуловой, объясняет идею проекта не через парадоксальные отношения сегодняшнего зрителя с искусством, а через набор произведений, включенных в экспозицию. «Выставку не следует рассматривать как антологию», — предупреждает Трегулова. В принцип возведена актуальность представленных работ и трендов, а вовсе не всеохватность. Антологии действительно нет, но есть методика, и 12 разделов служат цели систематизации материала. Без пояснений не так-то просто уловить, почему хронология начинается с передвижников, зачем понадобилась инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых и так далее.

Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Как раз попытки систематизации становятся, пожалуй, водоразделом между разными аудиториями — поклонниками жанра селфи и всеми остальными. Первым объяснения мало нужны: чем страннее, тем лучше. Другим же могут быть интересны причины соседства тех или иных экспонатов, равно как и контекст их возникновения. Им адресовано второе издание из коробки — «Книга для чтения». Это по сути брошюра: сюда помещены фрагменты статей, манифестов, интервью, газетных рецензий в  более чем 100-летнем историческом диапазоне. Благодаря этому чтению общая картина может существенно проясниться, а может и усложниться, тоже существенно. И тут уж каждый решает сам для себя, погружаться или нет.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+