18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Квадратура пространства: привычка к селфи не мешает познанию?

Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C. Фото: Юрий Пальмин
Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C.
Фото: Юрий Пальмин
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Каталог выставки в «ГЭС-2» сделан изощренно, но на уровне содержания избегает снобизма. Вместо антологии мирового современного искусства здесь преподнесена методика его восприятия — не очень мудреная, но требующая некоторой зрительской концентрации

Картонная коробка, в ней два полиграфических изделия, не совпадающие ни формой, ни размером. Чего-то примерно такого и ждешь от каталога выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»: обычный книжный томик был бы в этом случае слишком банален. Когда экспозиционный проект посвящен перерастанию беспредметности в «новое искусство», отметающее или переосмысляющее многие прежние традиции, тогда и каталог должен бы соответствовать кураторскому замыслу. Оригинальное полиграфическое решение предложено Евгением Корнеевым и проектным бюро «Раздизайн».

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: каталог выставки. М.: V–A–C Press, 2024. 168 с., ил.
Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: каталог выставки. М.: V–A–C Press, 2024. 168 с., ил.

Первое изделие из двух — собственно каталог выставки. Книжный блок сконструирован так, что каждая пара соседних листов соединена между собой подобием подгибного клапана. В результате альбом приобрел неравномерную толщину: у корешка он тоньше, а ближе к переднему обрезу разбухает вдвое. Хранить на полке не очень удобно, читать и разглядывать, пожалуй, тоже, зато концепция сразу выходит на передний план.

Пожалуй, бумажная конструкция, настойчиво взывающая к трехмерности (о которой мы редко задумываемся, перелистывая обычные страницы), отчасти замещает собой сложносоставное пространство самой выставки, которая включает не только десятки произведений главных художников ХХ века, отечественных и зарубежных, но и работы из XIX столетия. Экспозиция в Доме культуры «ГЭС-2» довольно прихотлива, и каталог своим дизайном про это напоминает. Как и про то, что искусство после супрематизма оказалось ничуть не элементарным, а ровно наоборот.

Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: книга для чтения. М.: V–A–C Press, 2024. 184 с.
Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2: книга для чтения. М.: V–A–C Press, 2024. 184 с.

Хотя любая внутренняя сложность, обретая глобальное звучание, чревата соскакиванием в массовую культуру. Во вступительном слове автор идеи и сокуратор выставки Франческо Бонами рассуждает о том, что в наши дни любой шедевр все чаще воспринимается лишь как фон для селфи. Тем не менее Бонами не видит здесь повода для печали, придерживаясь мнения, что всякое упрощение рано или поздно порождает другую, собственную сложность — чему хватает примеров в истории искусства. Вывод: пусть себе селфятся, сталкиваясь одновременно и с психотерапевтическим эффектом, и с глубинными противоречиями такого занятия. Само пространство «ГЭС-2», творение архитектора Ренцо Пьяно и идеальная площадка для селфи, вроде бы содержит выставку внутри себя, но при этом играет роль одного из ее экспонатов.

Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Статья другого куратора, Зельфиры Трегуловой, объясняет идею проекта не через парадоксальные отношения сегодняшнего зрителя с искусством, а через набор произведений, включенных в экспозицию. «Выставку не следует рассматривать как антологию», — предупреждает Трегулова. В принцип возведена актуальность представленных работ и трендов, а вовсе не всеохватность. Антологии действительно нет, но есть методика, и 12 разделов служат цели систематизации материала. Без пояснений не так-то просто уловить, почему хронология начинается с передвижников, зачем понадобилась инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых и так далее.

Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Экспозиция «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Как раз попытки систематизации становятся, пожалуй, водоразделом между разными аудиториями — поклонниками жанра селфи и всеми остальными. Первым объяснения мало нужны: чем страннее, тем лучше. Другим же могут быть интересны причины соседства тех или иных экспонатов, равно как и контекст их возникновения. Им адресовано второе издание из коробки — «Книга для чтения». Это по сути брошюра: сюда помещены фрагменты статей, манифестов, интервью, газетных рецензий в  более чем 100-летнем историческом диапазоне. Благодаря этому чтению общая картина может существенно проясниться, а может и усложниться, тоже существенно. И тут уж каждый решает сам для себя, погружаться или нет.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+