18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»

Работа Александры Гарт «Постоянство веселья и грязи». Фрагмент.  Фото: Cosmoscow
Работа Александры Гарт «Постоянство веселья и грязи». Фрагмент.
Фото: Cosmoscow

На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow

Как-то уже стало привычным, что международная ярмарка Cosmoscow кочует по Москве в поисках своего постоянного места, выживая, приспосабливаясь, следуя за трендами непредсказуемо меняющегося в последние годы мира. Хорошо, если среди участников сохранилась половина от первых галерей, с которых начиналась в 2010 году на «Красном Октябре» прихотливая история ярмарки. А за международный статус теперь отвечают пять галерей «персидской секции» и пара филиалов в Дубае. Тем не менее больше 90 художественных и дизайнерских галерей окучивают коллекционеров и зрителей на своих стендах-делянках, где цветут больше 1,5 тыс. работ современных авторов; тучные нивы некоммерческой программы и проектов Фонда Cosmoscow; 15 экспериментальных парников для художественно-коммерческих гибридов и коллабораций партнеров ярмарки — все это великолепие с трудом помещается в гигантском рассаднике нового «Тимирязев Центра» размером с несколько футбольных полей. Независимо от того, профессиональный или любительский интерес влечет вас к современному искусству, торгуете искусством или торгуетесь за искусство, — в любом случае вам точно сюда — в самую гущу, в толпу, настоящие джунгли арт-рынка.

12-я международная ярмарка Cosmoscow.  Фото: Cosmoscow
12-я международная ярмарка Cosmoscow.
Фото: Cosmoscow

Посетителей даже на предварительном открытии столько, что быстро обежать стенды, спокойно прицениться к работам и без суеты расспросить художников и галеристов практически невозможно: двигаешься в плотном потоке принарядившейся на грандиозное шоу публики. Искусство, представленное на ярмарочных стендах, подбирается соответствующим образом — оно должно вызывать интерес и продаваться, а не ранить, дразнить и провоцировать. Поэтому на ярмарке особое внимание уделяется коллекционерам. Они прошлись по стендам еще с утра, задолго до открытия и основного наплыва посетителей. Рынок есть рынок — первые выбирают, что хотят, опоздавшие выбирают из того, что осталось.

Экскурсия по ярмарке.  Фото: Cosmoscow
Экскурсия по ярмарке.
Фото: Cosmoscow

«Кажется, в этом году всего стало еще больше — и галерей, и художников, и площадей, и потолок выше, и народу прибавилось», — говорит художник Аристарх Чернышев в тени кофейного аппарата Bork, поток толпы как раз выплеснул нас на необитаемый партнерский островок. Напротив, в самом центре выставочного поля, торчит грубая деревянная карусель с четверкой скачущих по кругу белых гипсовых лошадей. Это работа мультидисциплинарной художницы Александры Гарт из Санкт-Петербурга «Постоянство веселья и грязи», назначенной в этот раз «художником года». О том, что перед нами именно современное и некоммерческое искусство, однозначно свидетельствует брутализм исполнения. Окружающие стерильные стенды партнерско-художественных коллабораций сверкают совершенством технологий. «Луна» Тишкова мирно восходит над холодильником Casarte на радость людям и в знак единения искусства и бытовой техники.

Александра Гарт. «Постоянство веселья и грязи».  Фото: Cosmoscow
Александра Гарт. «Постоянство веселья и грязи».
Фото: Cosmoscow

Визуальное деление жанров и стилей на ярмарке не всегда соответствует границам, очерченным в путеводителе. Но можно быть уверенным: если перед вами нечто топорное и рукотворное из пиломатериалов — это ближе к некоммерческому искусству. Такова ротонда, сколоченная «институцией года» — Центром городской культуры из Перми — и украшенная клочками и бумажками, а также мусорная инсталляция The Art Crime от Aidan Studio перед входом.

На галерейных стендах довольно много изображений всевозможной снеди. Еда — это преуспевание, достаток; дом — полная чаша должен быть оборудован настенной едой — такое искусство не нуждается в сложном истолковании и интуитивно понятно каждому.

Стенд Центра городской культуры (Пермь).  Фото: Cosmoscow
Стенд Центра городской культуры (Пермь).
Фото: Cosmoscow

«Я не хотел никого провоцировать, сделал серию зеркал с рамами-натюрмортами, но с художественными отсылками», — объясняет скульптор Сергей Шеховцов свою новую серию работ на стенде Elohovskiy Gallery. Синий морской конек прилип к расползающимся из зеркального блюда пластиковым морским гадам, а ярко-желтый целлюлитный лимон, выпавший из фруктово-овощной рамы, явно отсылает к фламандскому натюрморту.

Выставка которого, кстати, идет сейчас в ГМИИ им. А.С.Пушкина, чей директор Елизавета Лихачева бродит где-то в толпе зрителей. Не исключено, что она здесь по официальному поводу, так как Волго-Вятский филиал музея (Арсенал) стал в этот раз «музеем года» по версии Cosmoscow.

Стенд Black Square 5.  Фото: Cosmoscow
Стенд Black Square 5.
Фото: Cosmoscow

«Мы не вешаем кружков — это дурной вкус. И за сколько продали самую дорогую на стенде работу (комплект из трех скульптур Игоря Макаревича и Елены Елагиной ушел в частную коллекцию еще утром) тоже не скажу. Хвастать совершившимися продажами тоже дурной вкус», — говорит мне Сергей Хрипун на стенде XL Gallery. У них два стенда через проход — один для классиков Виктора Пивоварова, Макаревича и Елагиной, другой для более молодого искусства. Хрупкого ягненка Алекса Булдакова, склеенного из чайного гриба, можно купить за 750 тыс. руб. Но как такое унести в толпе? Раздавят же. Гораздо прочнее и практичнее настенная коллекция кружек с приваренными к донышкам трубками в форме рек России, в которых предполагается хранить воду соответствующих рек. Пустой, но готовый к употреблению «Бар рек» Романа Сакина продается за 650 тыс. руб. За фанерно-тканевыми кругами — воплощенными в материале соцопросами Ирины Кориной — коллекционеры буквально устроили охоту.

Стенд года «Галерея Jessica»  Фото: Cosmoscow
Стенд года «Галерея Jessica»
Фото: Cosmoscow

Двойные стенды также у московской Syntax Gallery и у «лучшего стенда ярмарки», как следует из наклейки на полу, — питерской галереи Jessica. И то и другое выглядит убедительно цельными, но абсолютно противоположными типами художественной экспозиции в ярмарочном формате. Может быть, самое трогательное в спокойной классике Syntax — стол и три разнокалиберных стула, разрисованные когда-то Валерием Чтаком. Они используются по назначению и не продаются. А стенд Jessica излучает «вайб культурной столицы» — у космического лося (фигура с рогатой головой) в блестящем скафандре толпятся блогеры в очереди на селфи, напротив крутится колонна из жестяных банок, торчат доски, висят тряпки.

Гостиная коллекционеров Cosmoscow х СберПервый.   Фото: Cosmoscow
Гостиная коллекционеров Cosmoscow х СберПервый.
Фото: Cosmoscow

Самую дорогую вещь на Cosmoscow показывает FUTURO Gallery родом из Нижнего, открывшая недавно представительство на «Винзаводе» в Москве. Никто, разумеется, не купит за 100 млн руб. «беспрецедентную художественную работу» — салатовый квадрат группы Nonsns, — как бы красноречиво ни описывал его один из авторов, художник Гоша Голицын в черной майке с остроумной надписью Make Art Nonsns Again. Зато «тиражный музейный сувенир» с этой работой отлично разлетается по 1 тыс. руб. за штуку. Миллениалы и новые коллекционеры открывают для себя вечную тему ценообразования в современном искусстве. И, судя по статистике продаж на Cosmoscow, российский арт-бизнес готовится стартовать в открытый космос, захватывать азиатские, африканские рынки, выходить в Тихий океан и высаживаться в Антарктиде. Как сказала нам петербургская галеристка Марина Гисич, «наша цена здесь в десять раз больше, чем на blazar, ярмарке молодого искусства, но частота продаж такая же!» В это время за ее спиной в качестве иллюстрации снимали одну (видимо, купленную) большую работу Кирилла Челушкина и вешали другую.

«Тимирязев Центр», Москва
12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+