18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»

Работа Александры Гарт «Постоянство веселья и грязи». Фрагмент.  Фото: Cosmoscow
Работа Александры Гарт «Постоянство веселья и грязи». Фрагмент.
Фото: Cosmoscow

На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow

Как-то уже стало привычным, что международная ярмарка Cosmoscow кочует по Москве в поисках своего постоянного места, выживая, приспосабливаясь, следуя за трендами непредсказуемо меняющегося в последние годы мира. Хорошо, если среди участников сохранилась половина от первых галерей, с которых начиналась в 2010 году на «Красном Октябре» прихотливая история ярмарки. А за международный статус теперь отвечают пять галерей «персидской секции» и пара филиалов в Дубае. Тем не менее больше 90 художественных и дизайнерских галерей окучивают коллекционеров и зрителей на своих стендах-делянках, где цветут больше 1,5 тыс. работ современных авторов; тучные нивы некоммерческой программы и проектов Фонда Cosmoscow; 15 экспериментальных парников для художественно-коммерческих гибридов и коллабораций партнеров ярмарки — все это великолепие с трудом помещается в гигантском рассаднике нового «Тимирязев Центра» размером с несколько футбольных полей. Независимо от того, профессиональный или любительский интерес влечет вас к современному искусству, торгуете искусством или торгуетесь за искусство, — в любом случае вам точно сюда — в самую гущу, в толпу, настоящие джунгли арт-рынка.

12-я международная ярмарка Cosmoscow.  Фото: Cosmoscow
12-я международная ярмарка Cosmoscow.
Фото: Cosmoscow

Посетителей даже на предварительном открытии столько, что быстро обежать стенды, спокойно прицениться к работам и без суеты расспросить художников и галеристов практически невозможно: двигаешься в плотном потоке принарядившейся на грандиозное шоу публики. Искусство, представленное на ярмарочных стендах, подбирается соответствующим образом — оно должно вызывать интерес и продаваться, а не ранить, дразнить и провоцировать. Поэтому на ярмарке особое внимание уделяется коллекционерам. Они прошлись по стендам еще с утра, задолго до открытия и основного наплыва посетителей. Рынок есть рынок — первые выбирают, что хотят, опоздавшие выбирают из того, что осталось.

Экскурсия по ярмарке.  Фото: Cosmoscow
Экскурсия по ярмарке.
Фото: Cosmoscow

«Кажется, в этом году всего стало еще больше — и галерей, и художников, и площадей, и потолок выше, и народу прибавилось», — говорит художник Аристарх Чернышев в тени кофейного аппарата Bork, поток толпы как раз выплеснул нас на необитаемый партнерский островок. Напротив, в самом центре выставочного поля, торчит грубая деревянная карусель с четверкой скачущих по кругу белых гипсовых лошадей. Это работа мультидисциплинарной художницы Александры Гарт из Санкт-Петербурга «Постоянство веселья и грязи», назначенной в этот раз «художником года». О том, что перед нами именно современное и некоммерческое искусство, однозначно свидетельствует брутализм исполнения. Окружающие стерильные стенды партнерско-художественных коллабораций сверкают совершенством технологий. «Луна» Тишкова мирно восходит над холодильником Casarte на радость людям и в знак единения искусства и бытовой техники.

Александра Гарт. «Постоянство веселья и грязи».  Фото: Cosmoscow
Александра Гарт. «Постоянство веселья и грязи».
Фото: Cosmoscow

Визуальное деление жанров и стилей на ярмарке не всегда соответствует границам, очерченным в путеводителе. Но можно быть уверенным: если перед вами нечто топорное и рукотворное из пиломатериалов — это ближе к некоммерческому искусству. Такова ротонда, сколоченная «институцией года» — Центром городской культуры из Перми — и украшенная клочками и бумажками, а также мусорная инсталляция The Art Crime от Aidan Studio перед входом.

На галерейных стендах довольно много изображений всевозможной снеди. Еда — это преуспевание, достаток; дом — полная чаша должен быть оборудован настенной едой — такое искусство не нуждается в сложном истолковании и интуитивно понятно каждому.

Стенд Центра городской культуры (Пермь).  Фото: Cosmoscow
Стенд Центра городской культуры (Пермь).
Фото: Cosmoscow

«Я не хотел никого провоцировать, сделал серию зеркал с рамами-натюрмортами, но с художественными отсылками», — объясняет скульптор Сергей Шеховцов свою новую серию работ на стенде Elohovskiy Gallery. Синий морской конек прилип к расползающимся из зеркального блюда пластиковым морским гадам, а ярко-желтый целлюлитный лимон, выпавший из фруктово-овощной рамы, явно отсылает к фламандскому натюрморту.

Выставка которого, кстати, идет сейчас в ГМИИ им. А.С.Пушкина, чей директор Елизавета Лихачева бродит где-то в толпе зрителей. Не исключено, что она здесь по официальному поводу, так как Волго-Вятский филиал музея (Арсенал) стал в этот раз «музеем года» по версии Cosmoscow.

Стенд Black Square 5.  Фото: Cosmoscow
Стенд Black Square 5.
Фото: Cosmoscow

«Мы не вешаем кружков — это дурной вкус. И за сколько продали самую дорогую на стенде работу (комплект из трех скульптур Игоря Макаревича и Елены Елагиной ушел в частную коллекцию еще утром) тоже не скажу. Хвастать совершившимися продажами тоже дурной вкус», — говорит мне Сергей Хрипун на стенде XL Gallery. У них два стенда через проход — один для классиков Виктора Пивоварова, Макаревича и Елагиной, другой для более молодого искусства. Хрупкого ягненка Алекса Булдакова, склеенного из чайного гриба, можно купить за 750 тыс. руб. Но как такое унести в толпе? Раздавят же. Гораздо прочнее и практичнее настенная коллекция кружек с приваренными к донышкам трубками в форме рек России, в которых предполагается хранить воду соответствующих рек. Пустой, но готовый к употреблению «Бар рек» Романа Сакина продается за 650 тыс. руб. За фанерно-тканевыми кругами — воплощенными в материале соцопросами Ирины Кориной — коллекционеры буквально устроили охоту.

Стенд года «Галерея Jessica»  Фото: Cosmoscow
Стенд года «Галерея Jessica»
Фото: Cosmoscow

Двойные стенды также у московской Syntax Gallery и у «лучшего стенда ярмарки», как следует из наклейки на полу, — питерской галереи Jessica. И то и другое выглядит убедительно цельными, но абсолютно противоположными типами художественной экспозиции в ярмарочном формате. Может быть, самое трогательное в спокойной классике Syntax — стол и три разнокалиберных стула, разрисованные когда-то Валерием Чтаком. Они используются по назначению и не продаются. А стенд Jessica излучает «вайб культурной столицы» — у космического лося (фигура с рогатой головой) в блестящем скафандре толпятся блогеры в очереди на селфи, напротив крутится колонна из жестяных банок, торчат доски, висят тряпки.

Гостиная коллекционеров Cosmoscow х СберПервый.   Фото: Cosmoscow
Гостиная коллекционеров Cosmoscow х СберПервый.
Фото: Cosmoscow

Самую дорогую вещь на Cosmoscow показывает FUTURO Gallery родом из Нижнего, открывшая недавно представительство на «Винзаводе» в Москве. Никто, разумеется, не купит за 100 млн руб. «беспрецедентную художественную работу» — салатовый квадрат группы Nonsns, — как бы красноречиво ни описывал его один из авторов, художник Гоша Голицын в черной майке с остроумной надписью Make Art Nonsns Again. Зато «тиражный музейный сувенир» с этой работой отлично разлетается по 1 тыс. руб. за штуку. Миллениалы и новые коллекционеры открывают для себя вечную тему ценообразования в современном искусстве. И, судя по статистике продаж на Cosmoscow, российский арт-бизнес готовится стартовать в открытый космос, захватывать азиатские, африканские рынки, выходить в Тихий океан и высаживаться в Антарктиде. Как сказала нам петербургская галеристка Марина Гисич, «наша цена здесь в десять раз больше, чем на blazar, ярмарке молодого искусства, но частота продаж такая же!» В это время за ее спиной в качестве иллюстрации снимали одну (видимо, купленную) большую работу Кирилла Челушкина и вешали другую.

«Тимирязев Центр», Москва
12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+