18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты

Серебряный век настолько фонтанировал различными арт-группировками и художественными направлениями, что выделиться среди них было не так уж и просто. Хорошо помогал, как говорят сегодня, удачный нейминг: например, «Бубновый валет» или «Ослиный хвост». У той группы, которой посвящена новая выставка Музея русского импрессионизма, такого запоминающегося имени не было. Она звалась просто — Новое общество художников, сокращенно НОХ. Однако кураторы Музея русского импрессионизма доказывают, что во всем остальном группа заслуживает того, чтобы о ней как следует вспомнили — и записали в оперативную память всех любителей изящных искусств.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

И действительно, когда мы начинаем перебирать имена всех, кто входил в НОХ с 1903 по 1917 год или был экспонентом устраиваемых им выставок, список оказывается внушительным и полным знакомых, знаменитых фамилий. Основателем НОХ был Дмитрий Кардовский; здесь же его жена Ольга Делла-Вос-Кардовская, Борис Кустодиев, Алексей Щусев; среди выставляемых авторов — Александр Бенуа, Михаил Врубель (это была его посмертная выставка), Александр Головин, Василий Кандинский, Николай Милиоти и многие другие. За годы существования НОХ провел в Петербурге десять выставок, где приняло участие более 200 человек, включая молодых авторов — учащихся последних курсов и вчерашних выпускников Академии художеств. Кардовский хотел, чтобы те, кто еще не определился, к кому они хотят примкнуть, имели возможность выставляться. Это демократическое многообразие — как раз симптом той проблемы, из-за которой НОХ запомнился плохо: у него не было явного идеологического, стилистического принципа, в нем пересекались разные стили и течения (кроме самых левых).

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Куратор выставки Ольга Юркина рассказала нашему изданию: «Исследователи никогда не рассматривали НОХ как заметный след в русском искусстве, не делали проектов, не писали статей, не издавали книг, посвященных ему. Все искусствоведы пишут о том, что общество не имело крепкой эстетической основы, которая бы объединяла всех участников. Его называли просто площадкой для экспонирования». Однако, по словам куратора, когда в музее обратились к изданным каталогам выставок группы и составили списки работ, «стало очевидно, что всех этих художников отличает некое осознанное отношение к искусству, очень культурный и внимательный взгляд на то, чем они занимаются, стремление совершенствоваться в избранном деле». Именно это и показано на выставке, закрывающей в истории искусства Серебряного века лакуну, о которой никто почти и не подозревал. Впрочем, большинство выставок Музея русского импрессионизма построено на этом эффектном и очень полезном для истории культуры ходе.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Выставка встраивает живописцев в общую атмосферу прекрасной предреволюционной эпохи, насыщенной гениями абсолютно во всех жанрах. «Мы связываем наши живописные и графические работы с произведениями поэтов Серебряного века, поскольку нашлось довольно много личностных и идейных пересечений», — говорит Юркина. Поэтому разделы выставки названы в честь знаменитых поэтических сборников Серебряного века: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна» — последний из них наполнен впечатляющими крымскими пейзажами Константина Богаевского в сопровождении стихов Максимилиана Волошина. Всего на выставку удалось собрать 180 произведений из 55 музеев и частных собраний России и зарубежных стран, включая Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

При подготовке выставки случились и открытия. Один из экспонентов общества значился в каталогах лишь под инициалами, однако Юркиной удалось выяснить: это возлюбленная Волошина англичанка Элизабет Вайолетт Харт, которая позже вместе с мужем, театральным художником Владимиром Полуниным, работала на дягилевских «сезонах». Именно эта супружеская чета во время постановок в Лондоне занималась поддержанием в нужном состоянии декораций, созданных Пабло Пикассо.

Музей русского импрессионизма
«Новое общество художников»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+