18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты

Серебряный век настолько фонтанировал различными арт-группировками и художественными направлениями, что выделиться среди них было не так уж и просто. Хорошо помогал, как говорят сегодня, удачный нейминг: например, «Бубновый валет» или «Ослиный хвост». У той группы, которой посвящена новая выставка Музея русского импрессионизма, такого запоминающегося имени не было. Она звалась просто — Новое общество художников, сокращенно НОХ. Однако кураторы Музея русского импрессионизма доказывают, что во всем остальном группа заслуживает того, чтобы о ней как следует вспомнили — и записали в оперативную память всех любителей изящных искусств.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

И действительно, когда мы начинаем перебирать имена всех, кто входил в НОХ с 1903 по 1917 год или был экспонентом устраиваемых им выставок, список оказывается внушительным и полным знакомых, знаменитых фамилий. Основателем НОХ был Дмитрий Кардовский; здесь же его жена Ольга Делла-Вос-Кардовская, Борис Кустодиев, Алексей Щусев; среди выставляемых авторов — Александр Бенуа, Михаил Врубель (это была его посмертная выставка), Александр Головин, Василий Кандинский, Николай Милиоти и многие другие. За годы существования НОХ провел в Петербурге десять выставок, где приняло участие более 200 человек, включая молодых авторов — учащихся последних курсов и вчерашних выпускников Академии художеств. Кардовский хотел, чтобы те, кто еще не определился, к кому они хотят примкнуть, имели возможность выставляться. Это демократическое многообразие — как раз симптом той проблемы, из-за которой НОХ запомнился плохо: у него не было явного идеологического, стилистического принципа, в нем пересекались разные стили и течения (кроме самых левых).

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Куратор выставки Ольга Юркина рассказала нашему изданию: «Исследователи никогда не рассматривали НОХ как заметный след в русском искусстве, не делали проектов, не писали статей, не издавали книг, посвященных ему. Все искусствоведы пишут о том, что общество не имело крепкой эстетической основы, которая бы объединяла всех участников. Его называли просто площадкой для экспонирования». Однако, по словам куратора, когда в музее обратились к изданным каталогам выставок группы и составили списки работ, «стало очевидно, что всех этих художников отличает некое осознанное отношение к искусству, очень культурный и внимательный взгляд на то, чем они занимаются, стремление совершенствоваться в избранном деле». Именно это и показано на выставке, закрывающей в истории искусства Серебряного века лакуну, о которой никто почти и не подозревал. Впрочем, большинство выставок Музея русского импрессионизма построено на этом эффектном и очень полезном для истории культуры ходе.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Выставка встраивает живописцев в общую атмосферу прекрасной предреволюционной эпохи, насыщенной гениями абсолютно во всех жанрах. «Мы связываем наши живописные и графические работы с произведениями поэтов Серебряного века, поскольку нашлось довольно много личностных и идейных пересечений», — говорит Юркина. Поэтому разделы выставки названы в честь знаменитых поэтических сборников Серебряного века: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна» — последний из них наполнен впечатляющими крымскими пейзажами Константина Богаевского в сопровождении стихов Максимилиана Волошина. Всего на выставку удалось собрать 180 произведений из 55 музеев и частных собраний России и зарубежных стран, включая Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

При подготовке выставки случились и открытия. Один из экспонентов общества значился в каталогах лишь под инициалами, однако Юркиной удалось выяснить: это возлюбленная Волошина англичанка Элизабет Вайолетт Харт, которая позже вместе с мужем, театральным художником Владимиром Полуниным, работала на дягилевских «сезонах». Именно эта супружеская чета во время постановок в Лондоне занималась поддержанием в нужном состоянии декораций, созданных Пабло Пикассо.

Музей русского импрессионизма
«Новое общество художников»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+