18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург смотрит в будущее

Нарвские ворота стали объектом медиации в рамках проекта «Друзья Петербурга». Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Нарвские ворота стали объектом медиации в рамках проекта «Друзья Петербурга».
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Деловая часть фестиваля «Друзья Петербурга», организованного ПАО «Газпром», включала в себя презентации, встречи и дискуссии в общественном пространстве «Лахта Центра»

Открыла программу фестиваля «Друзья Петербурга» дискуссия «Новая функция места», на которой обсуждали прошлое и будущее города. Участники дискуссии «Формирование и развитие брендов Санкт-Петербурга» говорили о стратегиях продвижения культурных институций. Дискуссия «Медиаискусство сегодня: взаимосвязи, принципы, перспективы» была посвящена открытию выставки работ медиахудожников и проблемам цифрового искусства в целом.

«Лахта Центр» как место притяжения

Фестиваль «Друзья Петербурга» проходит в городе в третий раз, и в этом году площадкой для деловой части фестиваля стало общественное пространство «Лахта Центра».

Как, сохраняя богатое историческое и культурное наследие, обеспечить городу динамическое развитие и создать новые точки притяжения — об этом говорили участники дискуссии «Новая функция места».

По мнению вице-губернатора Бориса Пиотровского, люди сами могут наполнить смыслом новые для них локации, что и происходит, к примеру, с благоустроенной набережной у «Лахта Центра»: здесь танцуют, занимаются йогой, катаются на велосипедах.

«Лахта Центр» стал востребованным общественным и культурным пространством. Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
«Лахта Центр» стал востребованным общественным и культурным пространством.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

«Культурной столицей может называться город, который постоянно развивается, — считает Борис Пиотровский. — Важны не набор памятников и коллекций музеев, а новые возможности для художников, артистов, молодежи. Вокруг „Лахта Центра“ уже формируется новый кластер, и люди сами определяют, что нужно. Наша задача — создать такие условия, чтобы им захотелось туда вернуться».

Сергей Куприянов, заместитель председателя правления — начальник Департамента ПАО «Газпром», сообщил, что в планах компании — создать в самом высоком небоскребе общественно-образовательный центр и что подобрать верное решение удалось благодаря участию в масштабной выставке «Россия», проходившей на ВДНХ в Москве.

Сергей Куприянов, заместитель председателя правления — начальник Департамента ПАО «Газпром».  Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Сергей Куприянов, заместитель председателя правления — начальник Департамента ПАО «Газпром».
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

«В образовательном центре мы хотим не только показывать, кто мы такие и куда мы идем, но и искать этот путь вместе с теми, кто будет сюда приходить. Мы хотим, чтобы человек приходил в «Лахта Центр» за новыми знаниями и уходил с чувством гордости за то, что будет в будущем», — сказал Сергей Куприянов.

«Музей — это место, где рождается будущее, — подтверждает Наталья Виртуозова, генеральный директор АНО «Дирекция выставки достижений «Россия». — Выставка „Россия“ нам это доказала. И создала новую историю: в начале ноября на ВДНХ открывается одноименный национальный центр»

Формируя новые пространства и сохраняя историческое наследие, нужно прежде всего отталкиваться от потребностей и желаний людей — к такому выводу пришли участники дискуссии, подводя итоги обсуждения.

Бренды каждому нужны

Дискуссия «Формирование и развитие брендов Санкт-Петербурга» началась с презентации бренда «Янтарная комната». Директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова представила прототипы новых коллекций сувениров, в которых использованы мотивы янтаря. Это работы участников прошедшей в рамках проекта «Друзья Петербурга» студенческой лаборатории, созданные совместно с представителями музея-заповедника.

Ольга Таратынова, директор музея «Царское Село». Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Ольга Таратынова, директор музея «Царское Село».
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

«Янтарная комната — очевидный бренд с начала XVIII века, — пояснила Ольга Таратынова. — Но инициатива легализации этого бренда, получения соответствующего сертификата, принадлежит ПАО «Газпром».

Обсуждая стратегии развития локальных брендов, спикеры отметили, что для культурных институций брендинг должен стать и источником новых внебюджетных доходов, и инвестициями в будущее развитие. Митя Харшак, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер в сфере брендинга, сообщил о том, как шла разработка айдентики для Кунсткамеры. «Мы хотели создать новое визуальное лицо музея, — объяснил Митя Харшак, — и избавиться от образа музея одноразового посещения, когда человек в условную Кунсткамеру приходит один раз с классом, второй — уже со своим собственным ребенком».

Выступление Алисы Преснецовой, директора Санкт-Петербургской ярмарки искусства 1703, было посвящено тому, как можно построить бренд с нуля, на примере санкт-петербургской ярмарки искусства 1703. Год от года ярмарка вызывает все больший интерес у ценителей искусства, что отражается в количестве проданных работ и цифрах дохода (за три года они выросли почти в восемь раз).

Петербургская ярмарка искусства 1703 стала заметным ежегодным событием в городе. Фото: Ярмарка искусства 1703
Петербургская ярмарка искусства 1703 стала заметным ежегодным событием в городе.
Фото: Ярмарка искусства 1703

Завершая дискуссию, Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, рассказал о городском конкурсе «Дизайн молодых», который теперь вышел на федеральный уровень. «Конкурс нацелен на то, чтобы помочь всем учащимся творческих специальностей проявить себя в профессии, — сказал Владимир Княгинин. — В этом году запускаем специальный трек — „Лаборатории: петербургский стиль“. Участники будут работать над созданием малых серий продуктов в различных техниках художественного стекла и керамики».

Искусство новой реальности

Второй день деловой части фестиваля «Друзья Петербурга» был посвящен теме медиаискусства и взаимодействия посетителей и культурных институций. В планетарии общественного пространства «Лахта Центра» открылась выставка работ медиахудожников из России и Сербии, подготовленная арт-резиденцией «Взаимосвязи», в рамках проекта «Друзья Петербурга».

Накануне открытия выставки состоялась дискуссия «Медиаискусство сегодня: взаимосвязи, принципы, перспективы». Ее участники обсудили различные проблемы цифрового искусства, его взаимодействие с другими областями современного искусства.

Сабина Чагина, куратор арт-резиденции «Взаимосвязи», организованной проектом ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» и департаментом по работе с сообществами социальной сети VK, отметила, что технические возможности медиахудожника сейчас заметно меняются, но неизменным остается желание создать высказывание, донести его до аудитории. «Современное искусство — один из важнейших способов познания реальности, — считает Сабина Чагина. — И это всегда вопрос, а что же хотел сказать художник и почему использует этот вид искусства».

Сабина Чагина, куратор арт-резиденции «Взаимосвязи». Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Сабина Чагина, куратор арт-резиденции «Взаимосвязи».
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

По мнению Кирилла Преображенского, художника, куратора, участника международной выставки Documenta, первичный импульс творчества — в потребности артикулировать свое видение мира. «Медиаискусство — один из возможных языков, — уверен Кирилл Преображенский. — Сегодня практически стерлась граница между миром реальным и виртуальным и медиаискусство бесшовно переходит в повседневное пространство».

С точки зрения художника из Сербии Неле Карайлича, цель любого искусства — взволновать зрителей. «Когда мы работали над видеоинсталляцией, единственным важным критерием для меня было — вызовет ли моя работа волнение, — объяснил художник. — Картинка, звук — увлекают ли они, притягивают ли взгляд?» Любой желающий сможет сам ответить на этот вопрос, как уточнил Денис Казаков, руководитель группы «Культура» в департаменте по работе с сообществами VK, потому что контент, созданный медиахудожниками, открыт пользователям «ВКонтакте» по хештегу #АртРезиденцияВзаимосвязи.

Но доступность медиаискусства ставит перед художниками и обществом непростые вопросы. В том числе, как полагает Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia, вопрос об авторском праве. «Может ли, например, дизайнер, продающий сгенерированные нейросетями изображения, получить судебный иск? — затронула одну из проблем в этой сфере Милена Орлова. — Сейчас юридическая практика в сфере искусственного интеллекта не сложилась ни в одной стране, но вскоре обществу придется отвечать на эти вопросы».

Культурная медиация расширяет аудиторию

Завершила деловую часть фестиваля «Друзья Петербурга» дискуссия, посвященная развитию медиации как актуального способа взаимодействия музея и его аудитории. Культурная медиация — сравнительно молодой формат. Впервые петербургское музейное сообщество столкнулось с ним во время биеннале Manifesta 10 в 2014 году. Одним из первых откликнулся на это Государственный Русский музей: сперва здесь создали курсы по арт-медиации, а сейчас на сайте музея можно ее заказать, оплатив билет.

Медиации – очень востребованный формат взаимодействия со зрителями, отметили во время дискуссии. Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Медиации – очень востребованный формат взаимодействия со зрителями, отметили во время дискуссии.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

«Сначала мы опробовали этот формат на современном искусстве, — рассказала Юлиана Виноградова, ведущий специалист отдела информационного обеспечения ГРМ. — С 2022 года проводим арт-медиации в залах постоянной экспозиции. Будущие арт-медиаторы проходят у нас обучение и стажировку».

Желающие стать медиаторами могут прослушать курсы «Культурная медиация» в проекте «Друзья Петербурга». «Мы уже обучили более 100 человек, — сообщила Наталья Агапова, преподаватель курсов. — Культурная медиация делает понятной то, что раньше пугало или настораживало зрителей, они переживают новый для них опыт чувственного и интеллектуального восприятия предметов искусства».

В 2024 году проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» и Государственный музей городской скульптуры организовали совместный курс «Медиация в сфере скульптуры». «Участие в проекте „Друзья Петербурга“ — для нас огромная радость межмузейного сотрудничества, — сказала Наталья Яблонская, руководитель пространства «Невский, 19» Музея городской скульптуры. — Культурная медиация — формат, который не предполагает жестких методик. Это коммуникация во всех смыслах, каждый медиатор имеет собственный подход».

Участники одной из недавних медиаций проекта «Друзья Петербурга» у Нарвских ворот. Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Участники одной из недавних медиаций проекта «Друзья Петербурга» у Нарвских ворот.
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Волонтер-медиатор «Друзей Петербурга» Мария Вяткина отметила высокую мотивацию обучающихся, что приносит отличные результаты, а участие в медиациях людей разного возраста позволяет услышать голос всех поколений. Людмила Каштанова, сотрудник отдела развития и реализации проектов Александровского дворца ГМЗ «Царское Село», поделилась опытом включения медиации в постоянную экспозицию Ратной палаты. «Очень приятно слышать, когда после медиации посетители говорят: „Теперь мы поняли, что такое современное искусство“», — подчеркнула Людмила Каштанова.

Участники дискуссии договорились о том, что необходимо создать сообщество культурных медиаторов и основной платформой для этого может стать проект «Друзья Петербурга».

Реклама
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
ID1889053
ERID LjN8K3fza

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+