18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Каменные неолитические персты, указующие в небо

Один из множества мегалитов, установленных близ деревни Эйвбери в английском графстве Уилтшир.  Фото: Zoltan Tasi/Unsplash
Один из множества мегалитов, установленных близ деревни Эйвбери в английском графстве Уилтшир.
Фото: Zoltan Tasi/Unsplash
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Все знают про Стоунхендж, и мало кто — про другие доисторические памятники Великобритании. Колин Ричардс и Вики Каммингс своей книгой «Каменные круги: полевой путеводитель» постарались разбудить любознательность и превратить читателя в искателя

Латинскую надпись Abi tu, et fac similiter («Иди и сделай то же самое») в Европе XVII–XVIII веков нередко можно было увидеть над воротами школ и богаделен. Она же приведена на форзаце книги «Репортаж о самом примечательном в пяти­дневном странствии… господ Тотхолла, Скотта, Хогарта, Торнхилла и Форреста», опубликованной Ричардом Ливси в 1782 году. Хотя на самом деле та импровизированная поездка по Западному Кенту и острову Шеппи в мае 1732 года была скорее затяжной попойкой, чем паломничеством.

Художник Уильям Хогарт и его друзья не встретили ни одного неолитического памятника, а изучение церквей играло у них второстепенную роль по сравнению с обильными обедами и грубыми играми с использованием крапивы и навоза. Но они верили в то, что глубинные истины о территории раскрываются путем исследования ее памятников — и не только на страницах книг, но и в полевых условиях. Хогарт, писатель Эбенезер Форрест и остальные оказались психогеографами avant la lettre, то есть до того, как это стало наукой.

Colin Richards, Vicki Cummings. Stone Circles: A Field Guide. Yale. 520 с. 147 цв. ил. На английском языке.
Colin Richards, Vicki Cummings. Stone Circles: A Field Guide. Yale. 520 с. 147 цв. ил. На английском языке.

Авторы книги «Каменные круги: полевой путеводитель» Колин Ричардс и Вики Каммингс, преподаватели археологии в шотландском Университете Северного нагорья и островов и в Университете Кардиффа соответственно, также стремятся к тому, чтобы их читатели пошли и «сделали то же самое». «Во время визита, — призывают они, — вместо того, чтобы просто следовать по пути к памятнику и возвращаться тем же путем… потратьте время на обход кольца, чтобы изучить его расположение по отношению к местной топографии. <…> Исследуйте, как каменный круг соотносится с другими местами и памятниками. <…> Поразмышляйте об общем впечатлении от нахождения в центре».

Правда, Ричардс и Каммингс не дотягивают до барочного мистицизма экс-фронтмена английской постпанк-группы Teardrop Explodes Джулиана Коупа, ставшего литератором, чья книга «Современный антиквар» (1998) охватывает часть той же территории, что и «Каменные круги». Коуп писал в более захватывающем ключе, однако и авторы нового путеводителя прекрасно понимают, что увлечение этими местами вызвано не только научным интересом, но и романтикой.

Стоунхендж.  Фото: Priyank V/Unsplash
Стоунхендж.
Фото: Priyank V/Unsplash

Сосредоточенная на Британских островах, книга опирается на методы, доступные полевым археологам XXI века (магнитометрия, аэрофотосъемка, радиоуглеродное датирование и многое другое), наряду со старыми добрыми раскопками. Все, что связано с неолитическими памятниками, подвергается изучению — но есть внутреннее чувство, что мы и так знаем, для чего были нужны эти объекты, хотя знаем весьма приблизительно. Они могут включать места захоронений или служить ориентиром для них; они могут «общаться» с соседними кругами или природными объектами, такими как реки или горы, через «аллеи» либо расположение главного входа.

Авторы «Каменных кругов» позволяют себе использовать кое-где то байки, то фольклор, отчасти для заполнения пробелов. Тем не менее мне кажется, что перед нами образцовая книга — продуманная, авторитетная и увлекательная. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+