18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Оружейной палате выставка о памятнике, которому не повезло

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Какая судьба ждет монумент императору, поставленный за пару десятков лет до антимонархической революции? Правильно — незавидная. Памятник Александру II в Кремле не сохранился, но Музеи Московского Кремля сберегли память о нем

Со времен Античности любой памятник по определению ставят на века, но лишь немногим удается их простоять. У монумента царю-освободителю, установленного в Кремле в 1898 году, шансов, увы, не было. Но это не значит, что мы не можем вспомнить об этом интересном памятнике и не менее интересной истории его создания. Идея мемориала Александра II (1818–1881) была отражена на фризе галереи, окружавшей памятник: создан он был «доброхотным иждивением русского народа». Слова «краудфандинг» в XIX веке не было, а явление, как видите, было и процветало.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

«На выставке мы впервые рассказываем о грандиозном произведении, первом императорском монументе в Москве, с которым не мог сравниться ни один из памятников, существовавших в то время в городе. Его образ был определен пожеланием импера­тора Александра III: мемориал должен был выгля­деть „просто и священно“. Нам удалось собрать очень редкие эскизы, мемориальные предметы, фрагменты памятника, который, к сожалению, просуществовал так недолго», — цитирует пресс-служба Музеев Московского Кремля директора Елену Гагарину.

В экспозиции, открывшейся в Парадном вестибюле Оружейной палаты, представлены материалы по строительству памятника, эскизные проекты авторов и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с торжествами по случаю открытия мемориала в 1898 году, в том числе планы размещения гостей, памятные жетоны и медали. Перед архитекторами и художниками, участвовавшими в конкурсе на создание монументальной композиции, стояла задача вписать произведение в исторически сложившийся контекст. Глядя на выставленные рядом конкурсные проекты, среди которых макеты Александра фон Бока, Николая Монтандра, Владимира Шервуда, можно пофантазировать, кого бы поддержали доброхотным иждивением вы. Победил тем не менее проект художника Павла Жуковского (сына поэта), архитектора Николая Султанова и скульптора Александра Опекушина. Выбор места для памятника был знаковым — на Ивановской площади, напротив Малого Николаевского дворца, места рождения государя.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

В 1918 году фигуру царя скинули с постамента; ровно десять лет спустя разобрали и всю конструкцию. Через год снесли дворец и оба монастыря, выходившие на площадь. Остался (и показан на выставке) интересный артефакт — камень, на сторонах которого начертано золотом: «Из этого камня сложен памятник Цаpю Освободителю Госудаpю Импеpатоpу Александpу II 15 августа 1898 года». Этот предмет никогда ранее не экспонировался, и сведения о нем не публиковались.

Музеи Московского Кремля 
«История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле»
11 октября — 27 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+