18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы

Александр Подколзин. «Деревня Почево. Тарусский район». 1961.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Александр Подколзин. «Деревня Почево. Тарусский район». 1961.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам

Поселение на Оке, напротив Поленова, со второй половины XIX века начало превращаться в культурный оазис, куда из столицы сбегали на лето, а то и на всю жизнь самые разные слои русской интеллигенции. Наряду с поэтами и писателями, разумеется, художники. Иметь мастерскую в Тарусе — не только престижно, но и полезно для вдохновения. За полтора века тарусское художественное наследие стало огромным. Задача выставки, как рассказала нам одна из ее кураторов, арт-директор Vikhrovaart gallery Анна Вихрова, превратить понятие «тарусская школа» в такой же четкий искусствоведческий термин, как «барбизонская школа» или «парижская школа».

Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Более 100 произведений из собрания «Нового Иерусалима», усадьбы «Поленово», Vikhrovaart gallery и частных коллекций демонстрируют труды поколений «тарусской школы», а также произведения тех, кто неразрывно связан с этими краями, — речь о Василии Поленове и Викторе Борисове-Мусатове. Несмотря на первый уровень ассоциаций, возникающих при слове «художники Тарусы», не стоит ожидать от проекта исключительно пейзажной живописи. Здесь собраны и портреты, и жанровые картины, а также абстракции, объекты и предметы декоративно-прикладного искусства. «Другая задача выставки, — уточняет Вихрова, — примирить в глазах зрителя два разнородных течения, параллельно существовавших в тарусских мастерских в ХХ веке: то, что мы условно можем назвать „официальным“ (реалистическое, импрессионистическое), и неофициальное, представителей „второго авангарда“. Мы показываем этих авторов вместе».

Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Всего в 10 залах собрано 20 художников, для каждого из них получилась своего рода мини персональная выставка. Половина из этих авторов — современные, ныне живущие мастера, причем трое из них только что отпраздновали юбилеи, что и подало кураторам мысль о подготовке выставки. Это 80-летие художницы Ирины Старженецкой, 70-летие скульптора Анатолия Комелина, известного своей резьбой по камню, и 75-летие равеннского мозаичиста Марко Бравуры, который в Тарусе нашел вторую родину благодаря меценатской поддержке Исмаила Ахметова (он же — один из частных коллекционеров, предоставивших предметы для экспозиции).

Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Также на выставке представлены редко экспонировавшиеся работы Владимира Башлыкова, Николая Крымова, Игоря Купряшина, Александра Подколзина, Марии Якунчиковой и других мастеров. Внимание останавливает большая коллекция графики нонконформиста Эдуарда Штейнберга, чья мастерская несколько лет назад стала филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина в Тарусе. Специально для выставки создана инсталляция «Дома и имена Тарусы», которая расскажет посетителям о ключевых вехах становления города в качестве культурного полюса России.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Культурный полюс. Таруса»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+