18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ребенок пяти лет мог бы так сделать — и сделал

Живописное произведение, которое создал в десятилетнем возрасте канадец Джон Рафман, будущий художник, адепт цифрового искусства. Фото: Hatje Cantz Verlag
Живописное произведение, которое создал в десятилетнем возрасте канадец Джон Рафман, будущий художник, адепт цифрового искусства.
Фото: Hatje Cantz Verlag
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Книга Гезин Борхердт проливает свет на то, как детские переживания художников влияют на творчество. В своих откровенных интервью многие известные авторы говорят о психологических травмах «нежного возраста». Правда, есть и исключения из этого правила

Звезда перформанса Марина Абрамович заявляет со всей прямотой: «Чем более нездоровым было ваше детство, тем более талантливым художником вы станете, потому что у вас будет над чем работать. Я не знаю ни одного великого художника, у которого было бы счастливое детство». С этого утверждения, проиллюстрированного подробностями собственного детства художницы, странного и травмирующего, начинается первая глава книги «Мечтай, детка, мечтай: художники и их детские воспоминания», которая вышла из-под пера Гезин Борхердт, куратора и арт-критика из Берлина.

Марина Абрамович рассказывает о своей холодной и жестокой матери, бабнике-отце и брате, страдавшем эпилепсией. Она вспоминает случай, как отец учил ее плавать, бросив в Адриатическое море и уплыв на лодке. «Эта тяжелая история преследовала меня очень долго; она самая мрачная из всех. Мне потребовалось около полувека, чтобы преодолеть ее, — говорит Абрамович. — Но она же заставляла меня двигаться вперед и стимулировала мою работу».

Gesine Borcherdt. Dream on Baby: Artists and their Childhood Memories. Hatje Cantz Verlag. 352 с. £38. На английском языке
Gesine Borcherdt. Dream on Baby: Artists and their Childhood Memories. Hatje Cantz Verlag. 352 с. £38. На английском языке

Книга Гезин Борхердт предлагает заглянуть в самые интимные подробности начала жизни 33 художников, среди которых Кадер Аттиа, Юлиус фон Бисмарк, Ай Вэйвэй, Джефф Кунс, Майк Нельсон, Мона Хатум. Каждый текст сопровождается изображениями художников в юные годы и их «ранними работами» (детскими рисунками и другими творениями), многие из которых никогда прежде не публиковались. С целым рядом своих героев Борхердт знакома уже много лет, у других же брала интервью специально для книги. «Я чувствовала, что этой теме не хватает места в статьях или текстах каталогов, и хотела уделить ей больше внимания», — говорит она.

Автор книги полагает, что на творчество всех без исключения художников так или иначе влияет их детство. Она и из собственного детства выделяет ключевую фигуру — свободолюбивую подругу матери, вдохновившую ее стать писателем и куратором. За 30-летнюю карьеру в мире искусства Гезин Борхердт неоднократно обсуждала эту тему с художниками. «У всех находилась история, которую они могли бы рассказать, даже у тех, кто предпочитал не делиться ею на публике», — говорит она.

Опыт такого рода бесед привел к рождению в 2020 году выставки «Мечтай, детка, мечтай» в залах «Дома Мёдрат — Пространства для искусства», недалеко от Кельна. Книга развивает тему той выставки; некоторые из участников экспозиционного проекта фигурируют и на ее страницах, в частности Жан-Мари Аппрью, Ричард Биллингем и Вали Экспорт.

Верхнее фото: Марина Абрамович с отцом в Белграде. 1950. Нижнее фото: Марина Абрамович в своей студии в Белграде. 1968. Фото: Hatje Cantz Verlag
Верхнее
Фото: Марина Абрамович с отцом в Белграде. 1950. Нижнее фото: Марина Абрамович в своей студии в Белграде. 1968. Фото: Hatje Cantz Verlag

Реальные истории, приведенные в книге, охватывают чуть ли не весь спектр человеческих эмоций: одни из них забавные или трогательные, другие трагичные и тревожные. Например, Ай Вэйвэй рассказывает о суровых условиях, в которых он жил, когда его семья была сослана на север Китая; в конечном итоге именно это привело его к творчеству, сосредоточенному на правах человека и свободе самовыражения. Биллингем вырос в бедном и запущенном доме — с родителями, которые пренебрегали им, что привело его к поиску красоты в, казалось бы, уродливых, повседневных предметах и ситуациях. Аттиа жил в крайней нищете в Алжире и в парижских пригородах, от которой он спасался (по крайней мере в воображении), листая в библиотеке книги по искусству.

Борхердт признает, что почти в каждой истории о детстве было что-то «не то». Она объясняет: «Фраза, которую я слышала неоднократно, независимо от того, насколько напряженной была история, звучала так: „Я думал(-а), что это нормально“. Психологи, вероятно, слышат подобное часто, но не историки искусства». Хотя в некоторых историях говорится все же о детстве благополучном и радостном, исполненном любви. Например, Джон Рафман начинает свою главу со слов: «Я горжусь тем, что я маменькин сынок, — и поясняет: — Меня воспитала блестящая, эксцентричная мать-одиночка, с которой у меня глубокая связь, не поддающаяся описанию».

Лори Симмонс. «Женщина в фиолетовом/Кухня/Угол». 1979.  Фото: Hatje Cantz Verlag
Лори Симмонс. «Женщина в фиолетовом/Кухня/Угол». 1979.
Фото: Hatje Cantz Verlag

Гезин Борхердт говорит, что хотела бы включить в число персонажей еще многих художников: Яёи Кусаму, Пола Маккарти, Дэвида Хэммонса, Трейси Эмин. «Ричард Серра или Брюс Науман тоже были бы интересны, но художники-мужчины, особенно старшего поколения, предпочитают, чтобы их работы говорили сами за себя, в то время как женщины более открыты», — отмечает она. И добавляет: «Несколько художников с потрясающими историями отказались от публикации, потому что им внезапно стало некомфортно видеть сказанное на бумаге». Тем не менее Борхердт планирует развивать тему и дальше. «Есть еще так много детских историй, и уже после того, как я сделала эту книгу, они продолжают приходить ко мне».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+