18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Философская выставка Ильгиза Фазулзянова идет в Музее Фаберже

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Название проекта, «На свет из темноты», как бы отсылает к бабочке из стихотворения Арсения Тарковского: «Из тени в свет перелетая, Она сама и тень и свет». И действительно, бабочки — самый повторяющийся образ в экспозиции

Около 100 произведений ювелирного искусства представлены в залах нового выставочного пространства Музея Фаберже и занимают два этажа. Помимо предметов, специально изготовленных для этой выставки, здесь можно увидеть произведения, созданные художником-ювелиром за последние годы.

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Выставка «На свет из темноты» представляет собой трехчастную композицию («Пробуждение», «На свет из темноты» и «Цель»), основная идея которой — проблема сохранения природы и духовной гармонии человека с окружающим миром. Сам художник называет ее «путешествием в храм души, путем познания и поиска себя через образ бабочки, стремящейся к свету».

«Проект „На свет из темноты“ — это путь прохождения трансформации общества, который я наблюдаю последние пять лет, — рассказал изданию Ильгиз Фазулзянов. — У меня возникали вопросы по этому поводу, и я находил ответы, они визуализировались в ювелирных предметах. Бабочка стала главным героем коллекции не случайно. Именно она миллионы лет трансформируется из гусеницы в прекрасную бабочку. А чтобы понять мир другого, надо его прочувствовать. Начинаю копировать то, что создала природа, и в каждую новую работу привношу свои взгляды, трансформирую реальность».

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Ильгиз Фазулзянов — на сегодняшний день один из самых известных и титулованных российских ювелиров, его даже называют ювелирным гением современности. Наибольшую популярность он завоевал мастерским владением техникой художественной эмали. Он единственный в России ювелир, дважды получивший Гран-при международного конкурса International Jewellery Design Excellence Awards (в 2011 и 2013 годах). Его работы дважды экспонировались в Музеях Московского Кремля, а также не раз на престижных выставках по всему миру. Произведения Ильгиза Фазулзянова находятся в фондах Оружейной палаты в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана в Казани, в Фонде Van Cleef & Arpels в Париже. Их нередко выставляют на торги аукционные дома Christie’s и Bonhams.

Первый этаж музейного пространства занимает проект «Пробуждение», который в этом году уже выставлялся в залах Оранжерейного корпуса Нижнего парка в Петергофе. Это серия работ, посвященных теме спасения природы и смене времен года.

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Основная экспозиция выставки «На свет из темноты» занимает второй этаж музейного пространства. Все эти работы были специально изготовлены автором для показа в Музее Фаберже. Темный зал заполнен световыми колоннами, внутрь каждой из которых заключен один экспонат — брошь-бабочка, выполненная в своем собственном стиле. Каждый предмет создан из особого набора драгоценных камней с использованием особых приемов дизайна, закрепления камней, работы с художественной эмалью.

По мнению автора, колоннада — символ духовных опор. Зрители переходят от колонны к колонне, чтобы рассмотреть экспонаты, как бы парящие в невесомости в окружающей их темноте, выхваченные из нее направленными лучами света.

«Это проект о пространстве внутри каждого из нас, где все замерло в ожидании света, — говорит Ильгиз Фазулзянов. — Света, которого ждут, чтобы раскинуть руки и вдохнуть глубоко, как свежий воздух, пронизанный и согретый лучами солнца».

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Каждое произведение для автора — мысль, воплощенная в предмете. Все экспонаты сопровождаются стоящими у основания колонн небольшими плакатами с текстами. Это цитаты художника с его размышлениями о трансформации общества, о свете и тьме, о человеке и о том, что все его поступки не остаются незамеченными, и о том, что на смену одним идеям и убеждениям приходят другие.

Центральная работа выставки — механический ювелирный арт-объект в виде двухметрового солнечного диска, к которому, как к источнику света, устремляются бабочки и в котором отражаются фигуры и лица посетителей, как бы согретые животворящими солнечными лучами.

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Третья часть общей экспозиции — восьмиметровая ювелирная инсталляция «Цель». Она находится во втором зале второго этажа. Инсталляция затрагивает проблему исчезновения редких животных. На равном расстоянии друг от друга расположено 13 небольших витрин с «ювелирными пулями», каждая из которых посвящена какому-то одному исчезающему по вине человека виду. Пули выполнены из драгоценных металлов, инкрустированы камнями и украшены гравировкой, изображающей животное конкретного вида.

«Мы рады принять в пространстве музея выставку современного автора Ильгиза Фазулзянова, имя которого также заслуженно обрело международную известность, — говорит Владимир Воронченко, президент фонда «Связь времен» и Музея Фаберже. — Совмещая в своих работах традиции прошлого и уникальные современные технологии, художник создает произведения ювелирного искусства высочайшего уровня».

Музей Фаберже
«На свет из темноты»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+