18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль открыл все грани Петербурга

Фестиваль «Друзья Петербурга» открылся аудиовизуальным представлением «Обратная сторона дворца» в Михайловском саду Русского музея. Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Фестиваль «Друзья Петербурга» открылся аудиовизуальным представлением «Обратная сторона дворца» в Михайловском саду Русского музея.
Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Завершился третий ежегодный фестиваль «Друзья Петербурга». Все его мероприятия объединила тема «Грани» как символ многогранности города с богатым историко-культурным наследием и современными тенденциями развития

«Сотрудничество нашего города и „Газпрома“ лучше всего описывает слово „друзья“, — сказал на открытии фестиваля Борис Пиотровский, вице-губернатор Петербурга. — То количество проектов, которое продолжает реализовываться, и то, что запланировано, говорит о том, что „Газпром“ стал полноценной частью городской среды, все его проекты не просто востребованы — они любимы, потому что реализуются с душой и профессионализмом. А фестиваль уже стал неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга».

Фестиваль «Друзья Петербурга», охватывающий весь город, стал неотъемлемой частью его культурной жизни.  Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Фестиваль «Друзья Петербурга», охватывающий весь город, стал неотъемлемой частью его культурной жизни.
Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

В этом году фестиваль «Друзья Петербурга» прошел с 27 по 29 сентября. Все его мероприятия объединила тема «Грани» как символ многогранности города с богатым историко-культурным наследием и современными тенденциями развития. Впервые деловая часть фестиваля проходила в общественном пространстве «Лахта Центра».

справка
Подробности

Многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» реализуется с 2020 года. Его миссия — содействовать сохранению культурного наследия и исторической идентичности Петербурга в современном мире. Мероприятия проекта проходят в течение всего года. Кульминационным событием становится ежегодный осенний фестиваль «Друзья Петербурга»; в этом году он состоялся уже в третий раз.

Еще…

«Фестиваль стал доброй традицией, — сказал на церемонии его открытия Сергей Куприянов, заместитель председателя правления, начальник департамента по информационной политике ПАО «Газпром». — Каждый год мы стараемся придумать новую программу, чтобы десятки тысяч петербуржцев по-новому взглянули на свой город и вместе с нами подумали, что нужно сделать для его сохранения и развития».

Подводное царство в саду

Центральным мероприятием фестиваля было аудиовизуальное представление «Обратная сторона дворца» в Михайловском саду Русского музея. Оригинальный сюжет, основанный на либретто опер Николая Римского-Корсакова «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже», текстах «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, «Одиссеи» Гомера в переводе Василия Жуковского и «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа, на три дня превратил Михайловский сад и дворец в своеобразное подводное царство.

Сад Михайловского дворца с его зеленью и павильонами послужил сценой для метаоперы «Обратная сторона дворца».  Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Сад Михайловского дворца с его зеленью и павильонами послужил сценой для метаоперы «Обратная сторона дворца».
Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

«Мы определили представление как метаоперу — синтез смыслов и форм, диалог звука и света, текстов либретто опер, русской и мировой классики, — сказала на открытии Елена Давыдова, начальник управления ПАО «Газпром», генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив. — Наш творческий эксперимент стал возможным благодаря большому доверию со стороны Русского музея и профессионализму участников творческой лаборатории».

Главные роли в представлении были отведены свету и звуку. У входа в Михайловский сад посетителей встречала инсталляция «Хорошо темперированный клавир» художников Ирины Горчаковой и Полины Шумковой и композитора из Сыктывкара Вани Нестерца. Коллаж из фотографий и видеоизображений сопровождала мелодия, созданная из озвученных географических координат Михайловского сада. Павильон Росси на берегу Мойки превратился в подводный грот, оформленный видеоинсталляцией по мотивам картины Ильи Репина «Садко» (в свое время она вдохновила Римского-Корсакова на создание одноименной оперы). Видео сопровождала вариация на тему песни Индийского гостя (архитектурный свет Натальи Быстрянцевой, музыка Виктории Моргуновой).

Роли солистов в метаопере «Обратная сторона дворца» исполнили модели для отливки скульптуры Летнего сада, сохранившиеся со времени его реконструкции.  Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Роли солистов в метаопере «Обратная сторона дворца» исполнили модели для отливки скульптуры Летнего сада, сохранившиеся со времени его реконструкции.
Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

«Вокальные группы» — их роли играли модели для отливки копий скульптуры Летнего сада, сохранившиеся со времени его реконструкции, — исполняли вариации известных арий из «Садко» (музыка Виктории Моргуновой). Объект «Страстоцветы» Александры Михайловой зазвучал голосами цветов Михайловского сада. Центром всей постановки стал Масленый луг с группой солистов-скульптур. Композиция художника по свету Стаса Свистунова синхронизировала все элементы по свету, цвету и звуку, превратив пространство в единое аудиосветовое действо: свет заставил неподвижные фигуры танцевать, деревья превратились в театральные декорации, фасад дворца — в античный акведук.

«Нам удалось сделать первую такого масштаба пространственную звуковую инсталляцию в России, — уверена Лиза Савина, куратор проекта, руководитель лаборатории «Обратная сторона дворца». — Но для меня это и большая кураторская радость: мы собрали команду профессиональных художников и студентов и все сделали сами, не привлекая специалистов со стороны».

Планетарный масштаб

Во время фестиваля «Друзья Петербурга» произошло еще одно знаменательное событие: планетарий «Лахта Центра» впервые принял посетителей. Пока он функционировал в тестовом режиме и еще только готовится к постоянному приему гостей. На три дня планетарий превратился в своеобразный выставочный зал: прямо на куполе состоялся показ работ современных медиахудожников, создавших произведения в рамках арт-резиденции «Взаимосвязи», ставшей частью проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга».

Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» в Царском Селе.  Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» в Царском Селе.
Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Художников отбирали в два этапа. Победителями открытого конкурса названы пять медиахудожников из Москвы, Петербурга и Тюмени: Sasha Palm (Александра Лапаева), Tanya Mist, Степан Терещенко, Rinatto L’bank и Senyabad (Ксения Баданова). Других творцов пригласили кураторы резиденции. Это YoMoYo, Даниил Зуев (оба из Петербурга), Аристарх Чернышев, Кристина Сидорова, Димитрий Димитриев и Елизавета Янак (Dimitriev & Yanak), Сергей Титов (Stain), Kirill Rave из Москвы, а также художник из Белграда Nelle Karajlić.

После отбора в начале августа состоялась очная встреча, во время которой участники резиденции гуляли по городу, посещали его музеи и дворцы. «Нам было важно встретиться в Петербурге, вместе посмотреть на памятники культуры под другим углом или в другом фокусе, — рассказала Сабина Чагина, куратор арт-резиденции «Взаимосвязи». — Чтобы погрузиться в детали, почувствовать историю, атмосферу и, рефлексируя, создать современные произведения искусства. Был и технический вызов: медиахудожники привыкли работать с прямоугольным форматом монитора компьютера или телефона, а у купола планетария вогнутая форма, что потребовало иного подхода. Эксперимент удался: все работы органично связаны друг с другом и при этом нет похожих».

Работы художников показывали на куполе планетария «Лахта Центра».  Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
Работы художников показывали на куполе планетария «Лахта Центра».
Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Каждый художник нашел свои объекты для вдохновения. Кристину Сидорову впечатлили орнаменты Китайского дворца в Ораниенбауме (анимация «Цветы Екатерины»), Kirill’а Rave — чертежи Катальной горки («Катальный фрактал»). Аристарх Чернышев превратил причудливую золоченую резьбу Екатерининского дворца в Царском Селе в антропоморфные фигуры. Nelle Karajlić создал работу, используя текст поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Выставка работ медиахудожников арт-резиденции «Взаимосвязи» опубликована в формате онлайн-галереи «ВКонтакте».

Делу — время

В рамках фестиваля «Друзья Петербурга» в общественном пространстве «Лахта Центра» была организована насыщенная деловая программа, включавшая дискуссии и представление новых проектов. Открыла программу дискуссия «Новая функция места», в которой приняли участие вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Сергей Куприянов, генеральный директор АНО «Дирекция выставки достижений „Россия“» Наталья Виртуозова, директор Александринского театра Александр Малич, режиссер, куратор, эксперт в области социокультурных стратегий Дарья Женихова, куратор Лиза Савина. Специалисты в сфере культурной политики обсудили, как в историческом центре города-музея, каким считается Петербург, находят место современные практики преобразования территорий, формируются новые точки притяжения для горожан и туристов. Говорили о том, как современные технологии и принципы градостроения позволяют создавать на исторически значимых местах новые общественные пространства, как привлекать к процессу формирования таких пространств самих петербуржцев.

В Купольном зале Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» презентовали «Инклюзивный маршрут» с тактильными моделями.  Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»
В Купольном зале Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» презентовали «Инклюзивный маршрут» с тактильными моделями.
Фото: проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

На фестивале было представлено два значимых проекта, связанных с Государственным музеем-заповедником «Царское Село». В Купольном зале Зубовского флигеля Екатерининского дворца состоялась презентация «Инклюзивного маршрута» — проекта, созданного совместно студентами — участниками междисциплинарного курса «Наставничество» проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» и специалистами сектора инклюзии музея-заповедника. Они вместе разработали маршрут с тактильными моделями, позволяющий незрячим и слабовидящим посетителям музея буквально прикоснуться к культурному наследию. Первые группы уже побывали в Купольном зале; в дальнейшем, как планируют организаторы, маршрут будет расширен на все залы Зубовского флигеля.

Кроме того, во время одной из деловых дискуссий была представлена обновленная концепция бренда Янтарной комнаты. Концепция включает новый фирменный стиль, логотип, линейку премиум-класса и другие коллекции. Капсульную коллекцию товаров, в которую вошли ювелирные изделия, аксессуары и сувениры, а также предметы гардероба и даже настольные игры, разработали студенты петербургских вузов — участники творческой лаборатории проекта «Друзья Петербурга». Специально для фестиваля они создали тестовые образцы украшений с янтарем.

Всего в рамках фестиваля все желающие бесплатно посетили около 100 мероприятий на 25 площадках города. Более 24 тыс. человек побывали на экскурсиях в Эрмитаже, Русском музее, Кунсткамере, на линейном корабле «Полтава», в мастерской Михаила Аникушина, приняли участие в десятках мастер-классов. Третий фестиваль «Друзья Петербурга» завершился, участники многофункционального проекта уже готовятся к следующему году.

Реклама
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
ID 1744399
ERID LjN8JxzvV

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+