18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Турция приглашает окультуриться после заката

Теперь на Библиотеку Цельса в древнем Эфесе можно любоваться до полуночи. Фото: Austrian Archaeological Institute
Теперь на Библиотеку Цельса в древнем Эфесе можно любоваться до полуночи.
Фото: Austrian Archaeological Institute
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Некоторые из знаковых достопримечательностей Турции открыли для посещения в вечерние часы, когда спадает зной. Эксперты опасаются, что дополнительный наплыв посетителей может навредить древностям

Ряд знаковых туристических объектов Турции, включая руины древних городов Аспендос, Иераполис, Патара и Эфес, открыли для посетителей в вечерние и ночные часы в рамках экспериментального проекта «Музеи ночью». Посещение археологических памятников после захода солнца (время работы некоторых из них продлили до полуночи) позволяет туристам не только по-новому взглянуть на исторические сокровища страны, но и передохнуть от экстремально высоких температур.

В районе Эфеса — одного из самых больших и хорошо сохранившихся греко-римских городов на территории современной Турции — температура в этом году побила рекорды, превышая в некоторые дни 40 градусов, что сделало прогулки по территории археологического комплекса не только утомительными, но и опасными. Теперь же мраморный фасад построенной около 1,9 тыс. лет назад Библиотеки Цельса, визитной карточки Эфеса, блистает, купаясь в свете прожекторов, а не палящих лучей солнца.

Фрагмент древнего города в Эфесе. Фото: Bugra Sikel/unsplash.com
Фрагмент древнего города в Эфесе.
Фото: Bugra Sikel/unsplash.com

«Пилотный проект» ночного туризма, как выразился министр культуры и туризма Мехмет Нури Эрсой в недавнем интервью на местном телевидении, отвлечет людей «от бассейнов в отелях, действующих по системе „все включено“, и поддержит работу множества турецких предприятий, которые зависят от туристических долларов».

Туристический сектор является краеугольным камнем экономики Турции. По оценкам специалистов, он обеспечивает около 2 млн рабочих мест. Доходы отрасли достигают $1 трлн, что составляет порядка 10% от ВВП страны. По словам Эрсоя, в этом году Турция стремится привлечь 60 млн иностранных туристов, чтобы побить прошлогодний рекорд в 56,7 млн.

Античный город Патара. Фото: Romuald Le Peru/Flickr.com
Античный город Патара.
Фото: Romuald Le Peru/Flickr.com

Всплеск туризма неизбежно увеличивает нагрузку на достопримечательности, среди которых 15 объектов, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО (еще десятки находятся на рассмотрении). «Использование исторических мест для экономической выгоды усложняет работу по их сохранению и поднимает вопрос: защищаем ли мы историю или превращаем ее в товар? — говорит Озгюн Озчакыр, председатель Ассоциации специалистов по сохранению и реставрации — неправительственной организации, эксперты которой консультируют по вопросам политики в области исторического наследия. «Посещение такого места, как Эфес, ночью позволяет людям увидеть его в другой, по-настоящему красивой обстановке. Но объект может и не выдержать такого наплыва людей», — добавляет он.

Министерство культуры и туризма, в свою очередь, уверяет, что распределение турпотоков по большему количеству часов в день является более рациональным и способствует сохранению культурного наследия страны. Чтобы обеспечить «минимальное воздействие на исторические сооружения», на объектах были установлены системы светодиодного освещения с регулируемой температурой: они излучают меньше ультрафиолетового и инфракрасного света. Также, по заявлению министерства, «было увеличено количество сотрудников ночной охраны на объектах для обеспечения безопасности посетителей и защиты исторических артефактов».

Античный театр Аспендос. Фото: Hafizul Hafiz/Unsplash.com
Античный театр Аспендос.
Фото: Hafizul Hafiz/Unsplash.com

В июне новостные агентства сообщили, что турецкие туристы пели патриотические песни, протестуя против того, что Библиотеку Цельса отгородили ради пассажиров люксового круизного лайнера, собравшихся на приватный ужин под возвышающимся резным фасадом здания, храма науки времен Римской империи.

Экс-министр туризма Бахаттин Юджель опасается, что «ночная музеология происходит в условиях, когда трудно понять, кто приходит и уходит… Мы хранители, защищающие наследие для будущих поколений, но если задаться вопросом, насколько мы чувствительны к этому, то, к сожалению, приходится отвечать отрицательно».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+