18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Паблик-арт: от вымученного до выразительного

Скульптура Аниша Капура установлена у входа в жилой небоскреб в нью-йоркском районе Трайбека.  Фото: Gina M Randazzo/ZUMA Press Wire) Represented by ZUMA Press, Inc.
Скульптура Аниша Капура установлена у входа в жилой небоскреб в нью-йоркском районе Трайбека.
Фото: Gina M Randazzo/ZUMA Press Wire) Represented by ZUMA Press, Inc.
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Атлас художественных объектов, созданных с 1960 года, хотя и проливает свет на произведения незападных культур, обнаруживает тенденцию отдавать предпочтение мейнстриму. Тем не менее книга заставляет задуматься о том, от чего именно зависят наши вкусы

Сначала о главном: несмотря на то что это издание называется «Всемирный атлас паблик-арта», слово «атлас» все же не очень сюда подходит. Книга выстроена не по топографическому принципу, а по типологическому, то есть включает разделы под заголовками «Общественные пространства», «Общественные сооружения» и так далее. Иногда кажется, что удобнее было бы просто воспользоваться фильтром «достопримечательности» на Google Maps. Но если вы действительно хотите приглядеться к некоторым интересным площадям, павильонам, скульптурам, фрескам, мостам и другим объектам, созданным по всему миру, а также не спеша подумать об условиях, которые их породили, и о том, как эти объекты воспринимаются сегодня, то книга все же предпочтительнее.

Труд, написанный Эндрю Вассерманом, бывшим сопредседателем американской организации Public Art Dialogue, не слишком информативен, но каким-то образом он получился своевременным. Претензия автора на планетарный охват приводит к тому, что рассматривается множество объектов из незападных культур, что придает ощущение справедливости, разно­образит материал и обеспечивает долю политической актуальности. Однако нетрудно заметить, что предпочтение здесь отдается мейнстриму, то есть проектам, целью которых становилось украшение, «увеселение» определенного пространства, а вовсе не провокационному, «неуклюжему» искусству. Несколько исключений из этого правила, приведенных в книге, лишь подчеркивают авторскую установку.

Andrew Wasserman. World Atlas of Public Art. Yale. 400 с.: 341 цв. и ч/б ил. £35. На английском языке
Andrew Wasserman. World Atlas of Public Art. Yale. 400 с.: 341 цв. и ч/б ил. £35. На английском языке

Конечно, судьба произведений нередко зависит от локации, как в случае с «Домом» (1993) Рейчел Уайтред в Лондоне, «Мелом» (2002) Дженнифер Аллоры и Гильермо Кальсадильи в Лиме и «Опрокинутой дугой» (1981) Ричарда Серры в Нью-Йорке. То, что вызывает недовольство, вскоре может быть снесено. Но в книге представлено немало арт-вошинга (по аналогии с брейнвошингом, промывкой мозгов). Речь о сомнительных проектах, профинансированных застройщиками и преподнесенных как блестящие художественные решения. Делается это для придания человеческого лица коммерческим проектам с негативными социальными последствиями. Правда, такие последствия и сами могут становиться источником вдохновения. Вспомните Бэнкси, который почему-то отсутствует на страницах книги, хотя он был одновременно и критиком, и движущей силой джентрификации в Восточном Лондоне и других локациях.

Половина удовольствия от книг, подобных этой, заключается в придирках к выбору автора. Например, как британец, я могу понять, почему неоконструктивистский павильон Виктора Пасмора в Питерли, завершенный в 1969 году, мог быть сочтен слишком провинциальным, хотя он стал бы идеальным примером для обсуждения ключевой темы книги, а именно сложности создания паблик-арта (который, как правило, имеет стремление к постоянству). А как цисгендерный гетеросексуальный белый образованный в «Оксбридже» мужчина, я знаю, что не стоит придавать этому слишком большое значение. Хотя если бы я был бразильцем или японцем, у меня возникли бы похожие сомнения по поводу того, что мое наследие не получило должного внимания. Возможно, именно это на самом деле означает мыслить глобально.

Скульптура Энтони Гормли «Ангел Севера» (1998), установленная в английском Гейтсхеде.  Фото: Colin Cuthbert/Gateshead Metropolitan Borough Council, Gateshead, England
Скульптура Энтони Гормли «Ангел Севера» (1998), установленная в английском Гейтсхеде.
Фото: Colin Cuthbert/Gateshead Metropolitan Borough Council, Gateshead, England

Но, как европейцу, мне все-таки кажется странным, что нет ничего про «башенных младенцев» (2000) Давида Черни в Праге, или про станции метро Неаполя, сказочную башню Tour aux figures Жана Дюбюффе в Исси-ле-Мулино на окраине Парижа, туфли на набережной Дуная в Будапеште, «метафизических сфинксов» Михаила Шемякина напротив тюрьмы «Кресты» в Санкт-Петербурге, а также про впечатляюще экспрессивные памятники, созданные по всему бывшему коммунистическому миру, но особенно в Югославии 1970-х годов, любой из которых мог бы составить конкуренцию «Гребню ветров» (1976) Эдуардо Чильиды — массиву железных клешней на северном побережье Испании, включенному в книгу.

1960 год в качестве начала хронологии означает, что лишь немногое в атласе Эндрю Вассермана можно отнести к фигуративному искусству, хотя упоминается, например, скульптура Марка Уоллингера Ecce homo (1999) на Трафальгарской площади в Лондоне. Также присутствует несколько образцов вымученных полуабстрактных скульптурных творений, которые часто появлялись перед дорогостоящими бруталистскими зданиями в былые времена. Однако в значительной степени именно они, а не выразительные современные произведения позволяют нам рассматривать паблик-арт с точки зрения самого дискредитированного из критериев — вкуса. И возможно, задавать себе сложные вопросы о том, почему наши вкусы так зависят от изменений в окружающей среде, от технологий, от цен на недвижимость, от политического руководства и многого другого. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+