18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Паблик-арт: от вымученного до выразительного

Скульптура Аниша Капура установлена у входа в жилой небоскреб в нью-йоркском районе Трайбека.  Фото: Gina M Randazzo/ZUMA Press Wire) Represented by ZUMA Press, Inc.
Скульптура Аниша Капура установлена у входа в жилой небоскреб в нью-йоркском районе Трайбека.
Фото: Gina M Randazzo/ZUMA Press Wire) Represented by ZUMA Press, Inc.
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Атлас художественных объектов, созданных с 1960 года, хотя и проливает свет на произведения незападных культур, обнаруживает тенденцию отдавать предпочтение мейнстриму. Тем не менее книга заставляет задуматься о том, от чего именно зависят наши вкусы

Сначала о главном: несмотря на то что это издание называется «Всемирный атлас паблик-арта», слово «атлас» все же не очень сюда подходит. Книга выстроена не по топографическому принципу, а по типологическому, то есть включает разделы под заголовками «Общественные пространства», «Общественные сооружения» и так далее. Иногда кажется, что удобнее было бы просто воспользоваться фильтром «достопримечательности» на Google Maps. Но если вы действительно хотите приглядеться к некоторым интересным площадям, павильонам, скульптурам, фрескам, мостам и другим объектам, созданным по всему миру, а также не спеша подумать об условиях, которые их породили, и о том, как эти объекты воспринимаются сегодня, то книга все же предпочтительнее.

Труд, написанный Эндрю Вассерманом, бывшим сопредседателем американской организации Public Art Dialogue, не слишком информативен, но каким-то образом он получился своевременным. Претензия автора на планетарный охват приводит к тому, что рассматривается множество объектов из незападных культур, что придает ощущение справедливости, разно­образит материал и обеспечивает долю политической актуальности. Однако нетрудно заметить, что предпочтение здесь отдается мейнстриму, то есть проектам, целью которых становилось украшение, «увеселение» определенного пространства, а вовсе не провокационному, «неуклюжему» искусству. Несколько исключений из этого правила, приведенных в книге, лишь подчеркивают авторскую установку.

Andrew Wasserman. World Atlas of Public Art. Yale. 400 с.: 341 цв. и ч/б ил. £35. На английском языке
Andrew Wasserman. World Atlas of Public Art. Yale. 400 с.: 341 цв. и ч/б ил. £35. На английском языке

Конечно, судьба произведений нередко зависит от локации, как в случае с «Домом» (1993) Рейчел Уайтред в Лондоне, «Мелом» (2002) Дженнифер Аллоры и Гильермо Кальсадильи в Лиме и «Опрокинутой дугой» (1981) Ричарда Серры в Нью-Йорке. То, что вызывает недовольство, вскоре может быть снесено. Но в книге представлено немало арт-вошинга (по аналогии с брейнвошингом, промывкой мозгов). Речь о сомнительных проектах, профинансированных застройщиками и преподнесенных как блестящие художественные решения. Делается это для придания человеческого лица коммерческим проектам с негативными социальными последствиями. Правда, такие последствия и сами могут становиться источником вдохновения. Вспомните Бэнкси, который почему-то отсутствует на страницах книги, хотя он был одновременно и критиком, и движущей силой джентрификации в Восточном Лондоне и других локациях.

Половина удовольствия от книг, подобных этой, заключается в придирках к выбору автора. Например, как британец, я могу понять, почему неоконструктивистский павильон Виктора Пасмора в Питерли, завершенный в 1969 году, мог быть сочтен слишком провинциальным, хотя он стал бы идеальным примером для обсуждения ключевой темы книги, а именно сложности создания паблик-арта (который, как правило, имеет стремление к постоянству). А как цисгендерный гетеросексуальный белый образованный в «Оксбридже» мужчина, я знаю, что не стоит придавать этому слишком большое значение. Хотя если бы я был бразильцем или японцем, у меня возникли бы похожие сомнения по поводу того, что мое наследие не получило должного внимания. Возможно, именно это на самом деле означает мыслить глобально.

Скульптура Энтони Гормли «Ангел Севера» (1998), установленная в английском Гейтсхеде.  Фото: Colin Cuthbert/Gateshead Metropolitan Borough Council, Gateshead, England
Скульптура Энтони Гормли «Ангел Севера» (1998), установленная в английском Гейтсхеде.
Фото: Colin Cuthbert/Gateshead Metropolitan Borough Council, Gateshead, England

Но, как европейцу, мне все-таки кажется странным, что нет ничего про «башенных младенцев» (2000) Давида Черни в Праге, или про станции метро Неаполя, сказочную башню Tour aux figures Жана Дюбюффе в Исси-ле-Мулино на окраине Парижа, туфли на набережной Дуная в Будапеште, «метафизических сфинксов» Михаила Шемякина напротив тюрьмы «Кресты» в Санкт-Петербурге, а также про впечатляюще экспрессивные памятники, созданные по всему бывшему коммунистическому миру, но особенно в Югославии 1970-х годов, любой из которых мог бы составить конкуренцию «Гребню ветров» (1976) Эдуардо Чильиды — массиву железных клешней на северном побережье Испании, включенному в книгу.

1960 год в качестве начала хронологии означает, что лишь немногое в атласе Эндрю Вассермана можно отнести к фигуративному искусству, хотя упоминается, например, скульптура Марка Уоллингера Ecce homo (1999) на Трафальгарской площади в Лондоне. Также присутствует несколько образцов вымученных полуабстрактных скульптурных творений, которые часто появлялись перед дорогостоящими бруталистскими зданиями в былые времена. Однако в значительной степени именно они, а не выразительные современные произведения позволяют нам рассматривать паблик-арт с точки зрения самого дискредитированного из критериев — вкуса. И возможно, задавать себе сложные вопросы о том, почему наши вкусы так зависят от изменений в окружающей среде, от технологий, от цен на недвижимость, от политического руководства и многого другого. 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+