18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Трехкратное воззвание к Вазари: нижегородский опыт

Неизвестный гравер школы Андреа Мантеньи. «Четыре танцующие женщины». После 1497.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Неизвестный гравер школы Андреа Мантеньи. «Четыре танцующие женщины». После 1497.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Выпущен каталог серии художественных выставок, проходивших в Нижнем Новгороде в 2021–2024 годах. Трехчастный проект «Названо Вазари» был призван соединить классическое искусство из запасников столичного Пушкинского музея с современностью

Когда в 2020 году нижегородский «Арсенал» (он же Волго-Вятский филиал — сначала ГЦСИ, потом РОСИЗО) в составе всего куста филиалов перешел в ведение ГМИИ им. А.С.Пушкина, его выставочная программа предсказуемо приобрела новую интонацию, включив и классическое искусство — привычную специализацию Пушкинского. Новый проект был осенен именем Джорджо Вазари — итальянского художника и писателя эпохи Позднего Возрождения, считающегося одним из основателей искусствознания.

Придуманная руководителем филиала Анной Гор серия выставок, на которых привезенные из московского музея старинные экспонаты совмещались с привычными для «Арсенала» произведениями современного искусства, длилась три года. Выставка «Названо Вазари. Готика» прошла в декабре 2021-го — феврале 2022-го, «Названо Вазари. Возрождение» — с декабря 2022-го по апрель 2023-го, а завершающая часть, посвященная маньеризму, работала в ноябре 2023-го — марте текущего года. Их кураторами выступили Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова. Итогом этого проекта стал его массивный каталог.

«Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм: издание к три- логии выста- вок» / Авт.-сост.: Д. Колпашникова, Е. Кочеткова. Нижний Новгород: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 528 с., ил.
«Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм: издание к три- логии выста- вок» / Авт.-сост.: Д. Колпашникова, Е. Кочеткова. Нижний Новгород: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 528 с., ил.

Решение соединить под одной обложкой каталоги трех выставок позволило создать единый текст, связанный общей идеологией повествования. В первую очередь книга документирует выставки, причем читателю напоминают о них не только отдельными экспонатами, но и съемками экспозиций. Это оправданно еще и потому, что каждый раз архитектурой выставок занимались известные мастера. Например, бюро Александра Бродского, преобразившее кирпичные стены Арсенала в античном духе.

Основной массив тома занимают непосредственно репродукции и каталожные описания, внутри каждой из трех частей распределенные по более мелким разделам, следующим кураторским структурам выставок. Написанные большим коллективом авторов, они отличаются различной степенью проработки — от кажущихся банальными «ликбезовских» этикеток до сложных мини-эссе по иконографии и провенансу. В большом количестве репродуцированы гравюры, произведения мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства.

Лоренцо Гиберти, круг. «Мадонна с Младенцем». Флоренция. Около 1425.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Лоренцо Гиберти, круг. «Мадонна с Младенцем». Флоренция. Около 1425.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

После каждой из каталожных частей помещено по три-четыре научные статьи. Неоднородные по тематике, они переключаются от общего к частному и обратно. Так, Светлана Ковалевская и Ирина Кувшинская рассказывают об общих принципах часословов и бестиариев, а вот Андрей Егоров сосредотачивается на иконографии «девяти достойнейших» рыцарей, Павел Алешин же — на художниках-поэтах эпохи маньеризма. Отдельным бриллиантом сверкает статья преподавателя МГУ Алексея Расторгуева, посвященная готическому собору как концепции. Увы, Алексей Леонидович, скончавшийся в прошлом году, не оставил монографий, так что остается лишь мечтать о посмертном сборнике его статей.

Помещенная здесь же статья его сына Василия Расторгуева, сотрудника ГМИИ, посвящена более узкой теме — подделкам ренессансных редкостей антикварами XIX века, а конкретно — бюсту Филиппо Строцци, считающемуся работой Бенедетто да Майано. Ряд аналогичных «спорных» вещей был представлен на выставке как пример переосмысления Возрождения в эпоху историзма. Было бы любопытно в будущем прочитать развернутое исследование на эту тему или же увидеть в Пушкинском музее отдельную выставку о подделках и копиях.

Упрекнуть каталог можно разве что в мелких погрешностях научной редактуры (так, ветхозаветного праотца Иакова нельзя называть «святым», а в иконографии короновании Богоматери ангелами, а не Христом и Богом Отцом нет ничего редкого). В остальном фолиант представляет собой занимательное чтение, которое опубликованными редкостями (пусть и не обязательно шедеврами) способно обогатить эрудицию многих.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+