18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британская монументальная скульптура: что кому принадлежало и кто во что играл

Композиция Джорджа Фрамптона «Святой Мунго» украсила фасад Музея Келвингроув в Глазго в 1888 году.  Фото: John Stewart
Композиция Джорджа Фрамптона «Святой Мунго» украсила фасад Музея Келвингроув в Глазго в 1888 году.
Фото: John Stewart
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Исследование Джона Стюарта посвящено тому, какие плоды принесло уникальное сотворчество британских архитекторов и художников в период с 1850-х по 1950-е годы. И это как раз те плоды, которые подвергаются жесткой критике в наши дни

В наши дни британская монументальная скульптура переживает тяжелые времена, став объектом ханжеских нападок. Например, скульптуры Эрика Гилла 1932 года на фасаде Дома телерадиовещания BBC в 2022–2023 годах подверглись критике как произведения педофила, а из мэрии в Кардиффе была вынесена статуя генерала Томаса Пиктона, героя Ватерлоо, но при этом жестокого колониалиста. Хотя бы в силу подобных причин обзор Джона Стюарта о взлете и падении монументально-декоративной скульптуры между Всемирной выставкой 1851 года и Фестивалем Британии 1951 года выглядит весьма своевременным и представляет большой интерес.

John Stewart. British Architec- tural Sculpture 1851–1951. Lund Humphries. 208 с.: 151 цв. ил. £45, $89,99.На английском языке
John Stewart. British Architec- tural Sculpture 1851–1951. Lund Humphries. 208 с.: 151 цв. ил. £45, $89,99.На английском языке

Упомянутого Эрика Гилла пригласили для украшения строгих фасадов Дома телерадиовещания, чтобы визуально выразить миссию легендарного главы BBC Джона Рейта по донесению высокой культуры до масс. У Гилла были сомнения: скульп­торы, как он заявлял, «привлекаются архитектором, чтобы оживить здание, которое, как предполагалось, в противном случае было бы слишком скучным или простым», создавая произведения искусства, которые «провозглашают, кому принадлежит это здание и в какую игру, по их мнению, они играют».

Монументально-декоративная скульптура является очевидным носителем идеологии. Стюарт хорошо объясняет, каким образом здание Управления лондонского порта на Тауэр-Хилл (1912–1922) отражало отношение Лондона к Темзе как к воротам во внешнюю империю. Но не только имперская напыщенность или гражданское чванство задавали тон. К примеру, рельефы с изображением пьяных монахов в пабе Blackfriar имели решающее значение для успеха самого обаятельного лондонского интерьера в стиле модерн.

Краеугольный камень мэрии Лидса, авторства Кэтрин Мавер.   Фото: John Stewart
Краеугольный камень мэрии Лидса, авторства Кэтрин Мавер.
Фото: John Stewart

Джон Стюарт, сам архитектор по профессии, рассказывает, как постепенно менялись отношения архитекторов со скульпторами и статус последних повышался от роли скромного ремесленника до уважаемого соавтора. Ричард Норман Шоу призывал коллег-архитекторов «постучаться в дверь искусства», и период до начала Первой мировой войны стал расцветом партнерства в сфере искусств: Джон Дандо Седдинг и Генри Уилсон тесно сотрудничали при работе над лондонской церковью Святой Троицы на Слоун-стрит; Астон Уэбб и Гарри Бейтс — над зданием суда в Бирмингеме; Уильям Янг и Альфред Друри — над Старым военным министерством в лондонском Уайтхолле. Последняя работа датируется 1898–1906 годами — зенитом британского мирового влияния. Впрочем, среди скульптурных групп военного ведомства есть «Ужас войны» со зловещим черепом: в этой области было нечто большее, чем просто бездумный шовинизм.

Эти и многие другие здания были задуманы как воплощения синтеза искусств, при котором скульптурные элементы становились неотъемлемой частью общего проекта. Не совсем справедливо сетовать на упущения в книге, охватывающей очень много вопросов, но все же стыдно игнорировать арку Победы на здании вокзала Ватерлоо — лучший военный мемориал на сооружении — или рельефную «Драму сквозь века» Гилберта Байеса на лондонском театре «Сэвилл». О церквях тоже написано недостаточно.

Композиция «Правда и справедливость» Альфреда Друри на фасад Старого военного министерства в Лондоне.  Фото: John Stewart
Композиция «Правда и справедливость» Альфреда Друри на фасад Старого военного министерства в Лондоне.
Фото: John Stewart

Одной из главных тем книги стал вызов модернизма — с его враждебностью к скульптурным «излишествам», примером чему служат три лондонских проекта: штаб-квартира Королевского института британских архитекторов (1932–1934) приведена автором как поздний пример слияния архитектуры и скульптуры; ратуша в районе Уолтемстоу (1937–1942) по праву упоминается благодаря мощным фигурам Джона Каваны; завершает повествование работа Генри Мура начала 1950-х над зданием Time-Life на Бонд-стрит.

В целом это долгожданная книга на весьма занимательную тему. Как иронически вопрошал когда-то Эрик Гилл, в какую же игру, по их собственному мнению, они все играли? 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+