18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Гараж» впервые показывает свою коллекцию

Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог». Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»
Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог».
Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»

Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»

Часть второго этажа музея «Гараж» теперь отдана современному искусству, которое с уверенностью можно называть классикой. В пространстве представлены произведения Никиты Алексеева, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Андрея Монастырского, Льва Рубинштейна, групп «Инспекция „Медицинская герменевтика“» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн, Владимир Федоров), «Коллективные действия», «Чемпионы мира» и многих других.

Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог». Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»
Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог».
Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»

Причем в коллекцию Музея современного искусства «Гараж», большая часть которой куплена в этом году, вошли работы не только именитых московских художников, но и лидеров локальных арт-сцен. Тем самым продолжается линия «гаражной» Триеннале российского современного искусства, где показывали художников из разных регионов России. Так, в начале открытого хранения можно найти секцию с работами Ильгизара Хасанова — казанского художника, который уже несколько десятилетий остается одной из ключевых фигур художественной жизни родного города. Представлен его «Дневник неизвестного человека (1956–1965)» — инсталляция на основе записей советского гражданина, который фиксировал непримечательные события, случившиеся с ним за день. Художник случайно купил дневник на барахолке. Хасанов иллюстрировал тексты аутентичными предметами периода оттепели, из которых получились выразительные натюрморты. Табурет с облупившейся краской, рюмка, сигареты «Север», тарелка с оливье и надкусанным ломтем черного хлеба, перо с чернильницей и листок с начатой записью. Художественный метод Хасанова близок идеям создателя тотальных инсталляций Ильи Кабакова: казанский художник также вывел свой хронотоп советской действительности.

Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог». Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»
Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог».
Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»

Еще один неочевидный ход — акцент на саратовском художнике Мише Ле Жене, который начал заниматься «искусством действия» в 1990 году. Его акции наполнены легким юмором, тонкой поэзией и глубокой философией. Кажется, только он способен нырнуть в таз и исчезнуть, покататься на коньках с обратной стороны льда и превратиться в маятник Земли. На видном месте выставлены его книги, подробно и живописно фиксирующие акции. Они экспонируются на фоне фотографии, где Миша выпрыгивает из воды на фонтане, который будто бы создан силой мысли самого художника-волшебника. На самом деле на подготовку акции «Фонтан» ушло полгода, для ее реализации потребовались десятки экспериментов, в итоге воплотить ее в жизнь удалось благодаря сотрудникам грузового речного порта, которые за просто так дали Ле Женю установку мощностью 500 лошадиных сил и сварили конструкцию из стальных труб длиной 40 м. Что и правда чудо: кто еще способен убедить людей вместо работы заниматься воплощением невозможной мечты? Сам художник каждое лето проводит на необитаемом острове посреди Волги, где не только ставит арт-эксперименты, но и рыбачит, а потом готовит фирменные блюда. Кстати, специально для музейного кафе Миша Ле Жень разработал меню «речной кухни» в традициях Поволжья. А 21 сентября художник даст мастер-класс «Картина, написанная сердцем» в рамках программы «Художники — детям».

Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог». Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»
Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог».
Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»

Среди мэтров нашлось место и художнику Игорю Самолету, чья звезда взошла в конце 2010-х. Целую стену занимает «Угол наклона» — белое полотно со множеством карманов, в которых спрятаны некие книги или папки. Зритель может только догадываться о содержимом, но на просвет они смотрятся словно собрание супрематических квадратов. Вторая часть проекта скрыта за занавесом, где представлена видеофиксация перформанса: перед нами пустой белый холст, которым художник закрывается от потока воды, пока не находит нужное положение, чтобы противостоять напору. Этот баланс и есть идеальный «угол наклона» — то равновесие, которое человек способен найти между внутренним «я» и внешними, давящими на него обстоятельствами.

Еще один автор нового поколения — Максим Михайлов — представлен видеоигрой «Архив трансгрессий». Зритель может взять в руки два джойстика в виде черепов неведомых животных и совершить полет в таинственный сумрачный мир. Левитировать над темными лесами, бескрайними болотами и странными постройками, собирая неведомые артефакты, — не такая уж простая задача, но по мысли автора как раз «механика передвижения» и «коллекционирование впечатлений» и дают тот опыт познания, которого он добивался.

В дизайне применили нарочито простые строительные материалы, намекающие на то, что работа над коллекцией не закончена и будет продолжаться, и отказались от глухих перегородок, поэтому экспозиция получилась полной света и воздуха. В ней демонстрируется транспарант Кирилла Глущенко из проекта «Огни Москвы», фразу на котором можно обозначить эпиграфом проекта. На нем написано: «Поэзия зрелых исканий». Звучит просто и лаконично.

Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог». Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»
Коллекция музея «Гараж» в проекте «Открытое хранение. Пролог».
Фото: Варвара Топленникова/Музей современного искусства «Гараж»

Отдельное пространство отдано архивам группы «Коллективные действия», где можно полистать несколько томов «Поездок за город», рассказывающих во всех деталях о легендарных загородных вылазках, во время которых происходили акции московских концептуалистов. Творчество участников знаменитой группы, в частности Никиты Алексеева, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Андрея Монастырского, представлено и самостоятельными проектами. Тем самым, уйдя от хронологического повествования, команда музея закольцовывает классиков современного искусства и тех, кто обещает стать ими в будущем.

По словам одного из кураторов, Никиты Нечаева, есть внутренняя экспертная группа, которая обсуждает формат и планирует закупки, а сам проект «будет усложняться и масштабироваться». «Не хочется повторять уже существующие методы показа коллекций в формате открытого хранения. Мы ищем свой подход», — пояснил он.

Сейчас в открытом хранении «Гаража» демонстрируются около 80 работ из 200, собранных на данный момент. И это не финальная версия экспозиции, состав представленных произведений будет меняться и дополняться.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+