18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Оркестр смартфонов откроет фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде

Фестиваль текстов об искусстве «Вазари» проводится ежегодно в Нижнем Новгороде с 2014-го года. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фестиваль текстов об искусстве «Вазари» проводится ежегодно в Нижнем Новгороде с 2014-го года.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

Итальянский художник, архитектор и первый искусствовед Джорджо Вазари сильно бы удивился, если бы узнал, что спустя 450 лет после его смерти уже в 11-й раз в Нижнем Новгороде, в Арсенале, проходит Фестиваль текстов об искусстве, названный его именем

Но еще более удивителен тот факт, что этот «фестиваль текстов и контекстов», как назвал его историк Анатолий Голубовский, ежегодно собирает совершенно разных людей всех возрастов, готовых в течение трех дней говорить об искусстве и искусствоведении, дискутировать на сложные темы с арт-критиками и включаться в музыкальные эксперименты. Так, в этот раз фестиваль «Вазари» откроется оркестром смартфонов, участником которого сможет стать любой желающий — и исполнить мелодию, сочиненную музыкантом Еленой Букиревой к 180-летию здания музея по буквам-нотам ARSENAL.

Тема фестиваля этого года — «Архивы». Но архивы не как место хранения, а как способ или практика работы с памятью — памятью культурной, личной и семейной.

Тема фестиваля этого года — «Архивы». Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Тема фестиваля этого года — «Архивы».
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

Какова функция архива в современном культурном процессе и каким должен быть архив в цифровую эпоху? Как сегодня собираются, исследуются и хранятся любые материалы, связанные с искусством и культурой, и что вообще достойно хранения? Как можно представлять архивные материалы и выстраивать диалог с историческими документами? Ответы на эти вопросы можно будет найти, посетив довольно объемную программу фестиваля, состоящую традиционно из лекций ведущих российских искусствоведов, архивистов и кураторов, публичных дискуссий, круглых столов, экскурсий, концертов и мастер-классов для детей.

Разговор, не ограниченный ни временными, ни жанровыми рамками, пойдет и о моде 1990-х (о ней расскажут исследователи моды Людмила Алябьева и Светлана Сальникова), и о принципах и постулатах Бориса Арватова, апологета теории производственного искусства, и об антикварных книгах, и о неопубликованных работах искусствоведа Аркадия Ипполитова, и о трансформации личного дневника, которую продемонстрирует руководитель Центра «Прожито» Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Мельниченко, и о влиянии архива на развитие территории, и о нижегородских футуристах, и даже о Пушкине.

Традиционно будет работать большая книжная галерея. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Традиционно будет работать большая книжная галерея.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

Визуальная часть архивов будет представлена редкими абстрактными фильмами и анимацией мастеров 1920–1950-x годов из архива Госфильмофонда России. А звуковая — произведениями горьковских композиторов из собрания Союза композиторов и найденным с помощью современных технологий манускриптом ХVIII века, согласно которому известные сонаты Вивальди прозвучат совсем иначе.

Все три дня фестиваля будет работать книжная галерея «Вазари», где будет представлено более 40 лучших российских гуманитарных и детских издательств и пройдут презентации новинок.

Арсенал, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина, Нижний Новгород
Фестиваль «Вазари»
20–22 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+