18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Проект о русской провинции представил Béton

Фридрих Мебиус. 1860-е гг. Фото: ЦВК Béton
Фридрих Мебиус. 1860-е гг.
Фото: ЦВК Béton

В Центре визуальной культуры Béton открылась выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков», посвященная русской провинции и ее жителям

Около сотни оригинальных аутентичных работ от дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х с видами русских городов, портретами горожан и жанровыми сценами разворачивают перед зрителями панораму русской провинции. Собирательный образ которой — тот самый неоднократно описанный в литературе «уездный город N» — бесконечно узнаваемый и трудноуловимый одновременно. Он точно где-то был, этот город. Мы отлично представляем себе по книгам, фотографиям и рисункам, как выглядят его торговые ряды, городской собор, кривые пыльные улочки с покосившимися бревенчатыми домами — но где именно, сказать в точности невозможно. Он везде.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Авторы проекта намеренно размывают географические отсылки, избегают привязки к местности. Условный город, населенный персонажами великой русской литературы позапрошлого века. Осмеянный и возвеличенный, поэтичный в своем захолустье и погрязший в патриархальном болоте. Кошмар и архаика для прогрессора и рай, населенный добродушными автохтонами, для почвенника. О, какие демоны водятся в этом тихом омуте! Какие безумные страсти бурлят под неподвижной с виду поверхностью темных вод позабытого пруда, заросшего ряской и кувшинками!

Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864. Фото: ЦВК Béton
Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864.
Фото: ЦВК Béton

Безымянные обитатели настороженно глядят с фотографий в неумолимое будущее. Зрители, следуя замыслу кураторов, могут лишь гадать о том, какими были эти люди, кто из них Кабаниха, Кудряш, купец Савел Прокофьевич Дикой, где прячутся три сестры земского секретаря Андрея Сергеевича Прозорова, которым не суждено попасть в столицу.

Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Где-то далеко в крупных городах строили фабрики и мосты, студенты-бомбисты разгоняли смуту, взлетали в небо аэропланы и дирижабли, ужасные декаденты фраппировали почтенную публику своим упадническим «футуризмом» — мир стремительно преображался. А здесь, как юрские инклюзы в янтаре, застыли на дагеротипах уездные обитатели, храня свои тайны и приверженность традиции.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Есть удивительная история о купцах-староверах некогда богатого города Боровска, которые, противясь новизне, приложили невероятные усилия, чтобы железная дорога обошла их процветающий город стороной. И она обошла, на десятилетия законсервировав опасливых до прогресса боровичей в косном, благодушном заповеднике нелепых предрассудков. Их потомки до сих пор ездят на московскую электричку за 20 верст в соседнее Балабаново.

Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Центр визуальной культуры Béton приглашает зрителей беспристрастно погрузиться в провинциальную культуру и жизнь. Кажется, она не так уж сильно поменялась за 150 лет.

Центр визуальной культуры Béton
«Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков»
До 10 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+