18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка в РОСИЗО предлагает окунуться в мир авангардного звука

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Проект «Практика ощущения. Звук» обобщает опыт экспериментальной работы со звуком за 100 лет и шаг за шагом раскрывает его для посетителя

На выставке «Практика ощущений. Звук» в музейно-выставочном центре «РОСИЗО» разговор о том, как мы воспринимаем звук, начинается издалека. Кураторы Алина Корень и Алла Цехмистренко предлагают обратиться к истории экспериментальной звуковой культуры, чтобы затем погрузиться в восприятие звука как средства художественной выразительности.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

В 1920-е — период активного строительства нового общества — музыканты искали соответствующую времени звуковую форму. Возможно, чтобы понять, почему композиторы вводили в произведения звуки окружающего мира, нужно попробовать ответить на вопрос «Где начинается музыка?». Это история о том, как осмыслялась бытовая какофония, постепенно становясь средством выражения: музыканты «препарировали» промышленный шум и создавали произведения, в которых мелодия воспроизводилась заводскими гудками, пистолетными выстрелами («Симфония гудков» Авраамова), грохотом железных листов и бутылок.

Название проекта не зря сосредотачивается на практической части: кураторы предлагают обратиться к экспериментам прошлого. На бутылофоне, например, любой желающий может сыграть две полные октавы.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Задача определить отношение к звуку как средству художественной выразительности актуальна всегда. На выставке связь между десятилетиями подчеркивает видео с вещающим из 1980-х композитором Сергеем Курёхиным, который строго размышляет об индивидуальности восприятия гармонии.

Сложно понять, что есть звук, игнорируя тишину. Проект фокусируется не только на выводах музыкантов, что такое тишина и какое место она занимает в музыке. Их цитаты о поиске ответов на этот вопрос закручены в спираль на одной из стен.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Например, Джон Кейдж, автор произведения «4′33″», создал безэховую камеру, надеясь обнаружить там тишину, — и нашел звуки сердцебиения, дыхания. Продолжая мысль Кейджа, композитор Ксения Кручински предлагает посетителю превратить исследование в опыт «вслушивания» в окружающее пространство в рамках проекта «В поисках тишины» (2024).

Экспозиция разделена тематически — это «Звук и музыка», «Звук и изобразительное искусство», «Звук и искусство движения».

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Пространство «Звук и изобразительное искусство» предлагает решить нелегкую задачу: сопоставить произведения художников XX века — живопись, графику, даже скульптуру — и аудиальные произведения. Для представления такого синтеза очень важен выбранный кураторами ракурс.

Цитата
Куратор Алина Корень

«Цель индивидуальной практики, предлагаемой зрителю в разделе „Звук и изобразительное искусство“, направлена на предложение условий для сопоставления визуальных и аудиальных произведений с точки зрения задач и методов их решения художниками и композиторами. Погрузившись в восприятие произведений, задуматься о подходе их авторов к композиции, форме, пространству, фактуре художественного произведения».

Еще…

Разговор особенно интересен в контексте футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913) Михаила Матюшина, одного из первых авангардных высказываний на тему синтеза искусств. И на выставке представлена запись самой полной научной реконструкции произведения. Ее впервые в этом году исполнили солисты ансамбля «Студия новой музыки», ведь совсем недавно исследователю Сергею Уварову посчастливилось найти недостающие фрагменты оперы.

«Победа над солнцем», костюмы и декорации для которой создавал Казимир Малевич, наводит на мысль о еще одном соединении — звука и движения, — столь важном для театрального действия. Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Графические изображения на стенах третьего зала подчеркивают популярность темы биомеханики в 20-е годы прошлого столетия. Она нашла свое воплощение на сцене — например, в театре-мастерской «Мастфор», в агиттеатре «Синие блузы».
Одним из первых, кто исследовал тему «человека-машины», был художник Соломон Никритин. Результаты трудов Никритина отчасти легли в основу выступлений проекционного театра, афиши которых представлены теперь на выставке. Посетители выставки могут увидеть часть тех выступлений: некоторые из звуковых практик продемонстрировали на видеозаписи актеры театра голоса «Ла Гол».

Вдохновленный идеей биомеханики, Соломон Никритин сделал в мастерской театра центр по подготовке актеров нового типа. Они должны были прекрасно контролировать сложнейшую систему — собственный организм — для извлечения нужных на сцене звуков. Знаковыми стали выступления, состоящие из физкультурных сценок и акробатических трюков, во время которых актеры произносили реплики.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Посетитель выставки также может потренироваться во внимательном отношении к своей пластике. В третьем зале установлен терпситон — изобретение Льва Термена, управляемое сразу всем телом. Это тонкое устройство меняет амплитуду и частоту звука в зависимости от малейшего движения человека, поэтому во время практики тело важно почувствовать и «настроить».

В двух минутах от РОСИЗО, в парке «Горка», представлена еще одна часть выставки, осмысляющая взаимодействие звука и природы. Три звуковые точки с произведениями композитора Ксении Кручински предлагают уникальный опыт: попробуйте перенестись на берег моря в центре Москвы, узнайте голос настоящих птиц среди написанных на синтезаторе или прислушайтесь к тому, что происходит внутри растений.

РОСИЗО
«Практика ощущения. Звук»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+