18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

blazar раздвигает реальность в прошлое и будущее

Витя Повезло. «Слон, который не может определится». 2023. Фото: blazar
Витя Повезло. «Слон, который не может определится». 2023.
Фото: blazar
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Пятый выпуск ярмарки молодого искусства пройдет в двух корпусах Музея Москвы с 12 по 15 сентября. Помимо уже привычных разделов, на ней впервые будет представлена секция дизайна

Ярмарка молодого искусства blazar, спутник Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, основанная Анной Наумовой, Александрой Лекомцевой и Маргаритой Пушкиной, кажется, совсем недавно, празднует пятилетие. Мероприятие, миссия которого поддерживать и продвигать молодые таланты, пройдет с 12 по 15 сентября в Музее Москвы. У ярмарки несколько разделов: независимые художники, независимые галереи, секция, которую поддерживает Агентство креативных индустрий (в ней еще десять галерей), секция дизайна, раздел цифрового искусства и национальный раздел.

Независимые художники выбирались, по словам Анны Наумовой, сооснователя и креативного директора ярмарки, экспертным советом на основе опен-колла. Отвечая на вопрос, видна ли какая-то общая тенденция в работах молодых, она рассказала: «Многие молодые авторы сейчас в состоянии эскапизма, обращаются к прошлому, будущему, снам, магическому. Сегодня популярны сюрреалистические мотивы, путешествия по своим созданным вселенным».

Алексей Хлыюов. Лампа зеркальная. 2024. Фото: blazar
Алексей Хлыюов. Лампа зеркальная. 2024.
Фото: blazar

Такой тренд не мешает ярмарке быть живой и активной. Мультидисциплинарность тут достигает максимальной концентрации: художники работают с тканью и керамикой, камнем и бумагой, металлом и стеклом, будут даже вязание и ткачество. «Делайте самые смелые предположения о технике, в которой могут создаваться произведения искусства, и вы увидите их у нас», — говорит Анна Наумова.В числе заинтересовавших ее художников — Ирина Кравцова (р. 1990), которая в своих проектах переопределяет назначение объекта, наделяя его разнообразными символическими значениями.

Анастасия Никулина вдохновляется погружениями в инородные культурные среды, объединяя абстрактные и фигуративные элементы. Будет показана ее серия «Раздвигая черный квадрат», в которой черные угловатые формы дополнены белыми антропоморфными фигурами, придающими картине человечность.

Натали-Кейт Пангилинан (р. 1993) посвятила проект морю, которое служит не только резервуаром научного знания, но и социальным конструктом, хранящим истории и память различных людей, животных, предметов и явлений.

Шепилов Иван. «Мужчина в шляпе». Из серии «Москва». 2022.  Фото: blazar
Шепилов Иван. «Мужчина в шляпе». Из серии «Москва». 2022.
Фото: blazar

Непросто было отобрать участников и в секцию галерей — из 120 заявок участвуют 27. Организаторы старались обращать внимание на региональные галереи, чтобы не замыкаться на столичном искусстве. Отдавали предпочтение тем, кто систематически поддерживает молодых — выставками, резиденциями или грантами. Пристально изучали предлагаемые в заявках идеи экспозиционного оформления стендов. Так в списке оказались не только опытные Futuro Gallery из Нижнего Новгорода или москвичи Sample, но и совсем начинающие, такие как Mute (Дубай — Москва). В секции галерей дебютирует и горизонтальная самоорганизация — Сообщество современных сибирских художников.

Еще десять московских галерей смогли принять участие в ярмарке бесплатно, благодаря поддержке ее стратегического партнера — Агентства креативных индустрий при Департаменте культуры города Москвы.

В этом году на blazar будет впервые представлена секция дизайна. На втором этаже первого корпуса Музея Москвы расположатся авторские предметы, галереи, занимающиеся предметным дизайном, концептуальные магазины, секция керамики, а также «Прототип» — совместный проект галереи Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». Кураторами секции стали искусствовед Софья Симакова, соучредитель SAMPLE, Александра Гинёва и Александр Добровский (архитектурное бюро «Мастерская Б»). Кураторы отдавали предпочтение авторам (архитекторам), которые либо создавали предметы в первый раз, либо делали их специально для ярмарки. Так в экспозиции оказалось много предметов экспериментальных, необычных форм и странных материалов.

«Прототип» — совместный проект галереи Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». Фото: blazar
«Прототип» — совместный проект галереи Sample и мастерских «Своды» Дома культуры «ГЭС-2».
Фото: blazar

Для цифровой секции организаторы отобрали 20 художников с фиджитал-работами или цифровыми, имеющими физическое воплощение (например, способом 3D-печати).

За национальный акцент отвечает Центр современной культуры «Смена» из Казани, который представит на ярмарке blazar искусство Татарстана, существующее не только в столице, но и развивающееся в городах республики через локальные художественные проекты: «Дебаркадер-30» в Набережных Челнах и «Открытые мастерские» в Альметьевске. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+