18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Катерина Ковалева построила в Венеции «храм надежды» из парашютов

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

В пространстве современного искусства CREA на острове Джудекка 4 сентября открывается выставка Катерины Ковалевой «Лимбо», которая, хоть и не входит в официальную программу Венецианской биеннале, созвучна ее главной теме «Чужестранцы повсюду»

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо», который будет представлен в Венеции с 4 сентября, начался в 2022 году, а в 2023-м показывался в Музее истории ГУЛАГа под названием «Зона ожидания». Это размышление о хрупкости и непредсказуемости человеческой жизни, зависимости судьбы от потоков времени и исторических событий. Большая часть тех работ отправилась в Италию. Но к ним прибавились и новые, созданные по мотивам известного мифологического сюжета о похищении Европы, к которому обращались многие художники всех времен. Помимо инсталляций, в экспозицию вошло 25 листов графики.

Основными объектами венецианской выставки Катерины Ковалевой стали четыре восьмиметровых расписанных парашюта, подвешенные на высоте 6 м, и два парашютных полотна, которые разместятся по углам выставочного пространства в Венецианском международном культурном центре CREA, расположенном на бывшей верфи. В росписях можно узнать фрагменты фресок итальянских гениев: Тьеполо, Тициана и Себастьяно Риччи. Центральное место занимает большая инсталляция-парашют «Триумф континентов» с изображением четырех аллегорических сцен, представляющих Европу, Азию, Африку и Америку. По словам автора, «это утопическое симметричное устройство мира, символ равновесия всех живущих на одной земле под одним небом, и каждый континент можно идентифицировать по своему культурному коду, но вместе они провозглашают основополагающий принцип выживания человека разумного — единство в разнообразии».

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо». Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

Рядом расположилось еще одно новое полотно из парашютной ткани — «Похищение Европы», на «сводах» которого изображены мотивы известных одноименных картин Тьеполо и Тициана. Вместе с ними на парашютах можно заметить морские сигнальные флаги, которые символизируют призыв о помощи.

«В рисунках на парашютах я использовала аллегорические сцены с фресок итальянских художников прошлого, эти фантастические небеса, населенные божествами. Идея заключалась в преобразовании купола парашюта в купол переносного неба. Парашюты с фресками напоминают и храмовые росписи, и плафоны венецианских палаццо, они словно благословенная сень, образ небесного отечества, населенного множеством душ и мифических существ. И это символ надежды, в противовес классическому символу якоря, который тянет на дно, тогда как парашют связывает нас с небом. Похищение Европы происходит и сейчас, но она еще может уклониться от „неудачного брака“. Иначе это может грозить уничтожением ее культурного кода», — рассказывает Катерина Ковалева.

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

Один из парашютов представляет собой шестиметровое свадебное платье, которое рассказывает историю американского летчика Клода Хенсингера. Несколько раз парашют спасал ему жизнь во время Второй мировой войны. Сначала летчик катапультировался из самолета, когда его подбили и тот загорелся. Потом использовал куски парашютной ткани в качестве бинтов, чтобы перевязать раны. Ею же укрывался во время дождя и холода. Вернувшись домой в Пенсильванию, Клод Хенсингер попросил свою невесту Рут сшить из парашюта свадебное платье, в котором она и вышла за него замуж. Рут сшила наряд в стиле зеленого платья Скарлетт О’Хары, материалом для которого стали шторы. Платье из парашюта принесло молодоженам счастье, они прожили долгую жизнь. Их дочь выходила замуж в том же наряде, а потом его передали в музей. На платье-парашюте российской художницы изображены так называемые секретные карты уклонения или побега, которые обычно печатались на ткани и использовались американскими, британскими и союзническими военнослужащими для выхода из тыла врага. Это символическое платье похищенной Европы.

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

«Что нужно знать человеку, чтобы стать свободным, сбежать, спастись из плена своих убеждений и установок, стереотипов и навязанных моделей поведения? Какая нужна карта уклонения? Как ее найти? Где? Куда она вшита? Под какую подкладку? У каждого свой ответ», — рассуждает художница.

Венецианский международный культурный центр CREA
Катерина Ковалева. «Лимбо»
До 31 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+