18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Театре Гонзаги современные художники воскрешают древние мифы

Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.   Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

В деревянном трюме Театра Гонзаги Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку «Время мифа»

В Театре Гонзаги, в его деревянном трюме, идет выставка «Время мифа», которая объединила работы современных художников, сценические костюмы и их проекты, видеопроекции декораций и предметы из коллекции Музея-заповедника «Архангельское».

Елизавета Минаева. Серия «Гримерка».  2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Елизавета Минаева. Серия «Гримерка». 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Трюм с его характерной архитектурой и герметичной средой уподоблен ковчегу, несущему семена существ и культур, способных прорасти после вселенской катастрофы. Сама по себе воспроизводимость этих структур отсылает к цикличности — или же атемпоральности — мифического сознания. Мир, которому предстоит родиться из яйца («Путь» Дины Терентьевой), окружен звуками-первоэлементами: воды, ветра, земли и огня. Позже, с возникновением человеческих цивилизаций, эти первозданные шумы приобретают звучание лиры, хора женских голосов, шагов. Звуковая инсталляция Ольги Бочихиной «После катастрофы» сообщает пространству трюма глубину в его сонорном измерении.

Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Мечту о вечной жизни и священный трепет перед посмертной участью умершего, краеугольные для древних культур, представляют предельно достоверные «псевдозахоронения» Александры Мураш («Найдено летом 1999-го») под эгидой обещающей бессмертие бренным останкам крылатой Исиды, современной интерпретации образа богини в исполнении Рамзиля Камалиева. Дифференциацию божественных функций и сложение античного пантеона, выделение на их фоне сверхчеловека-героя, равно как и их бытование в виде мистерий древнегреческого театра, иллюстрируют бумажные фигуры-макеты студентов Школы-студии МХАТ (Анна Архипова, Александра Беглова-Чаковская, Дарья Корина, Марэтта Новикова). Некоторые из них стали воплощением эскизов Льва Бакста к трагедии «Ипполит» и мимодраме «Орфей»; созданные из простейших материалов, своей грубой текстурой они чувственно передают ощущение «архаики» и актуальность мифа во все времена. Театральные маски, сводящие множество человеческих индивидуальностей к ограниченной типологии эмоций, сродни житейской предзаданности традиционных культур; тоска по мощи архетипов, стоящих за ними, сказывается и в неутолимом желании воплотить на сцене формы древнегреческого театра (маски студентов Школы-студии МХАТ).

Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Крушение античной религиозной парадигмы с возникновением линейного времени, монотеистических культур, триумфом логики и возможными на этом пути подменами в виде почитания лжецарей и лжегероев являют работы Сергея Мейтува («Амальгама») и костюмы Анастасии Нефёдовой для постановки «Электротеатра „Станиславский“» «Книга висячих садов». Эрзацы традиционных значимых фигур, производимые постмодернистским сознанием, заполняют одинокий индивидуальный поиск и оказываются морским царем Шёнбергом, наводящим ужас на своих креатур, всесильным ученым-богоборцем, осуществляющим попытку оживления («Долгая зима» Сергея Мейтува), анонимным homo sapiens, погребенным под обломками цивилизаций прошлого, кои он, в поисках идентичности, может тасовать по собственному усмотрению.

Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Театральный трюм как концептуальная рама оформляет все эти артефакты; именно на сцене театра и сегодня возможно воскресение и мирное событие ушедших культур.

Музей-заповедник «Архангельское»
«Время мифа»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+