18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

О дивный новый быт, или Авантюрные идеалы

Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927. Фрагмент.  Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927. Фрагмент.
Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Каталог к выставке «Работать и жить» в Центре «Зотов» показывает, что конструктивизм еще способен удивить. Не только демонстрацией нереализованных проектов, но и за счет сопоставления разных векторов внутри одного большого стиля

Выставка «Работать и жить», хотя и получила подзаголовок «Архитектура конструктивизма. 1917–1937», рассказывает не столько о том, как в молодой Советской России строили здания, жилкомбинаты и соцгорода, сколько о том, как строили новый быт, новую семью и новый досуг. Страна была бедна, зато фантазия тех, кто проектировал счастливое социалистическое будущее, была богата, так что экспонаты подобрались в самом деле удивляющие. Изданный Центром «Зотов» строгий на вид каталог — в черной обложке с образцово конструктивистским дизайном — погружает читателя еще глубже в раннесоветский воображариум.

Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937: Каталог выставки. М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024. 448 с., ил.
Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937: Каталог выставки. М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024. 448 с., ил.

Профинансировать и воплотить в жизнь мечты архитекторов «дивного нового мира» (и быта) было трудно, а подчас невозможно. Нереализованным инициативам, но не только им, в книге посвящено несколько статей.

Исследователь Илья Иванов написал о Зеленом городе — идеальном «пролетарском курорте», который мог бы расположиться на 15 га земли в Подмосковье. Стройка закончилась, едва начавшись. На фото 1930 года мы можем увидеть разве что опытный образец жилой ячейки — эдакий фрагментик Дома Наркомфина на лесной полянке.

Зеленый город оказался в ряду так называемых зомби-проектов, самый заметный из которых — Дворец Советов. Увенчанный 100-метровым Ильичом небоскреб стал символом СССР, печатался на открытках и дал имя близлежащей станции метро (ныне — «Кропоткинская»), но имел один недостаток: он так и не был построен. Различным «виртуальным стройкам», анонсируемым в печати так широко, будто дело уже сделано, посвятил статью историк Александр Думчиков. А немецкий специалист по архитектуре Томас Флирль написал о так и не состоявшемся в начале 1930-х годов в Москве международном архитектурном конгрессе.

Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.  Фото: собрание Романа Бабичева
Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.
Фото: собрание Романа Бабичева

Книга включает занятную антологию исторических текстов — фрагменты статей, докладов, писем, речей. Владимир Татлин здесь объявляет войну комодам и буфетам, Александр Веснин рассуждает о форме самолета, а сибирский архитектор Николай Кузьмин предлагает регламент половой жизни в домах-коммунах. Представление о том, как развивалась в СССР молодая дисциплина «эргономика», дает текст двух Борисов, Крейцера и Смирнова, о проектировании акушерского комплекса. Визуальный материал — схема движения роженицы к родильной кровати, чем-то напоминающая симультанную футуристическую композицию, — прилагается.

В каталожной части можно отыскать весьма экзотичные образцы конструктивизма. Это и ленинградский рабочий клуб «Красный путиловец» в переделанной до неузнаваемости церкви, и дома-коммуны, построенные Ноем Троцким в местечке Белый Бычок (Чагода). Последние выглядят как вполне традиционные объекты русского деревянного зодчества, но, присмотревшись, замечаешь, что в них сымитировано ленточное остекление, характерное для передовой архитектуры того времени.

Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927.  Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927.
Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля

Каталог приправлен цитатами из воспоминаний, литературных сочинений, фельетонов. В подразделе, посвященном баням, приведены фрагменты из рассказа Михаила Булгакова «Банщица Иван». На другой странице Герберт Уэллс признается, что хотел бы воскреснуть в Парке культуры и отдыха им. М.Горького. А ниже, для баланса, Илья Ильф и Евгений Петров разносят в пух и прах некогда существовавший там аттракцион «Спиральный спуск», который явно разочаровал «веселящихся единиц». Странные детали и забавные дополнения обнаруживают авантюрную и где-то даже абсурдистскую сторону конструктивизма, скрытую за его лаконичным, тщательно продуманным фасадом.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+