18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

О дивный новый быт, или Авантюрные идеалы

Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927. Фрагмент.  Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927. Фрагмент.
Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Каталог к выставке «Работать и жить» в Центре «Зотов» показывает, что конструктивизм еще способен удивить. Не только демонстрацией нереализованных проектов, но и за счет сопоставления разных векторов внутри одного большого стиля

Выставка «Работать и жить», хотя и получила подзаголовок «Архитектура конструктивизма. 1917–1937», рассказывает не столько о том, как в молодой Советской России строили здания, жилкомбинаты и соцгорода, сколько о том, как строили новый быт, новую семью и новый досуг. Страна была бедна, зато фантазия тех, кто проектировал счастливое социалистическое будущее, была богата, так что экспонаты подобрались в самом деле удивляющие. Изданный Центром «Зотов» строгий на вид каталог — в черной обложке с образцово конструктивистским дизайном — погружает читателя еще глубже в раннесоветский воображариум.

Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937: Каталог выставки. М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024. 448 с., ил.
Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937: Каталог выставки. М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024. 448 с., ил.

Профинансировать и воплотить в жизнь мечты архитекторов «дивного нового мира» (и быта) было трудно, а подчас невозможно. Нереализованным инициативам, но не только им, в книге посвящено несколько статей.

Исследователь Илья Иванов написал о Зеленом городе — идеальном «пролетарском курорте», который мог бы расположиться на 15 га земли в Подмосковье. Стройка закончилась, едва начавшись. На фото 1930 года мы можем увидеть разве что опытный образец жилой ячейки — эдакий фрагментик Дома Наркомфина на лесной полянке.

Зеленый город оказался в ряду так называемых зомби-проектов, самый заметный из которых — Дворец Советов. Увенчанный 100-метровым Ильичом небоскреб стал символом СССР, печатался на открытках и дал имя близлежащей станции метро (ныне — «Кропоткинская»), но имел один недостаток: он так и не был построен. Различным «виртуальным стройкам», анонсируемым в печати так широко, будто дело уже сделано, посвятил статью историк Александр Думчиков. А немецкий специалист по архитектуре Томас Флирль написал о так и не состоявшемся в начале 1930-х годов в Москве международном архитектурном конгрессе.

Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.  Фото: собрание Романа Бабичева
Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.
Фото: собрание Романа Бабичева

Книга включает занятную антологию исторических текстов — фрагменты статей, докладов, писем, речей. Владимир Татлин здесь объявляет войну комодам и буфетам, Александр Веснин рассуждает о форме самолета, а сибирский архитектор Николай Кузьмин предлагает регламент половой жизни в домах-коммунах. Представление о том, как развивалась в СССР молодая дисциплина «эргономика», дает текст двух Борисов, Крейцера и Смирнова, о проектировании акушерского комплекса. Визуальный материал — схема движения роженицы к родильной кровати, чем-то напоминающая симультанную футуристическую композицию, — прилагается.

В каталожной части можно отыскать весьма экзотичные образцы конструктивизма. Это и ленинградский рабочий клуб «Красный путиловец» в переделанной до неузнаваемости церкви, и дома-коммуны, построенные Ноем Троцким в местечке Белый Бычок (Чагода). Последние выглядят как вполне традиционные объекты русского деревянного зодчества, но, присмотревшись, замечаешь, что в них сымитировано ленточное остекление, характерное для передовой архитектуры того времени.

Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927.  Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927.
Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля

Каталог приправлен цитатами из воспоминаний, литературных сочинений, фельетонов. В подразделе, посвященном баням, приведены фрагменты из рассказа Михаила Булгакова «Банщица Иван». На другой странице Герберт Уэллс признается, что хотел бы воскреснуть в Парке культуры и отдыха им. М.Горького. А ниже, для баланса, Илья Ильф и Евгений Петров разносят в пух и прах некогда существовавший там аттракцион «Спиральный спуск», который явно разочаровал «веселящихся единиц». Странные детали и забавные дополнения обнаруживают авантюрную и где-то даже абсурдистскую сторону конструктивизма, скрытую за его лаконичным, тщательно продуманным фасадом.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+