18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самого знаменитого и дорогого китайского художника ХХ века показывают в Гонконге

У Гауньчжун. «Две ласточки». 1981. Фрагмент.  Фото:  Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Две ласточки». 1981. Фрагмент.
Фото: Hong Kong Museum of Art
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

У Гуаньчжун подарил Гонконгскому музею искусств свои работы буквально перед смертью. На их основе сделана выставка в рамках специальной государственной программы, цель которой — продвигать современное китайское искусство в мире

У Гуаньчжун (1919–2010) — автор, занимающий уникальное место в китайском искусстве ХХ века. И благодаря возрасту (он успел поучиться китайской традиционной живописи у художников предыдущего поколения, побывать во Франции, попасть под удар «культурной революции» с ее диктатом соцреализма и, наконец, в 1992 году стать первым здравствующим китайским художником, сделавшим выставку в Британском музее). И благодаря созданной им индивидуальной манере, соединяющей приемы китайской живописи тушью, непосредственность импрессионизма, чистоту минимализма и острое осознание современности человека ХХ века.

В 2006 году его картину «Десять тысяч ли по реке Янцзы» купили с аукциона почти за $5 млн, что было на тот момент рекордом. В 2016-м трехметровый свиток с видом города Чжоучжуан (его еще называют Китайской Венецией) ушел уже за $17,8 млн. Несомненно, в обозримом будущем произведения У Гуаньчжуна будут дорожать.

У Гауньчжун. «Погружение духа в море чернил».  Фото: Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Погружение духа в море чернил».
Фото: Hong Kong Museum of Art

Художник сам подарил Гонконгскому музею искусств свои работы буквально перед смертью (У Гуаньчжун ответственно подошел к наследию и распределил его между китайскими музеями и другими институциями Азиатского региона). Теперь на их основе сделана выставка, изучающая творческий путь мастера. Проходит она в рамках специальной государственной программы, цель которой — продвигать современное китайское искусство в мире.

У Гуаньчжун учился электротехнике, но потом, вопреки желанию отца, перешел в колледж изящных искусств в Ханчжоу. После его окончания работал учителем рисования в школе, затем выиграл конкурс на обучение в Париже. Там он был очарован импрессионизмом как методом фиксации мимолетности впечатлений и постимпрессионистами как драматическими фигурами. У Гуаньчжун чувствовал родство с ван Гогом и Гогеном, отчасти отождествляя себя с ними. Когда художник вернулся в Китай, горя искренним желанием внести вклад в историю родной страны, его, как и следовало ожидать, тут же обвинили в «буржуазном формализме». В конце 1960-х У Гуаньчжун стал жертвой «культурной революции»: его сослали в трудовой лагерь, запретили писать и рисовать. Тогда быть современным художником означало рисковать жизнью, так что мастер сжег немало картин в «европейской манере», в том числе с обнаженной натурой.

У Гауньчжун. «Оставляя молодость позади».  Фото: Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Оставляя молодость позади».
Фото: Hong Kong Museum of Art

Конец 1970-х — 1980-е годы стали периодом творческого расцвета У Гуаньчжуна, когда он смог гармонично соединить наследие двух цивилизаций, европейской и китайской, найти собственную манеру и избавиться от сравнений с ван Гогом, Сезанном или Джексоном Поллоком. Он рисовал тушью и писал жидкими масляными красками, мастерски используя лаконичный штрих и белизну фона, пускал в ход европейские плоские и традиционные китайские круглые мягкие кисти. Те же принципы объединения традиций и апелляции к красоте, не имеющей национальности, он проповедовал в своих эссе. «Абстрактная красота — это сердце фигуративного искусства. Это естественная вещь, на которую мы все реагируем. Как ребенок любит играть с калейдоскопом, так всем нравятся чистая форма и цвет», — писал У Гуаньчжун. 

Гонконгский музей искусств
«У Гуаньчжун. Между черным и белым»
До 8 января

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
5
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
6
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+