18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда

Алоизий Рокштуль. «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны». 1817. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алоизий Рокштуль. «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны». 1817.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое

Традиция использования графики в монументальном искусстве восходит к учебной программе Академии художеств: важным этапом подготовки живописцев был большой графический эскиз дипломной картины. В Государственной Третьяковской галерее хранится окончательный эскиз к «Медному змию» (1839), исполненный Федором Бруни на бумаге с помощью сепии, туши, белил, графитного карандаша и пера. «Медный змий» (565 на 852 см) — одно из самых больших полотен русского искусства, а эскиз в семь раз меньше картины. Однако маленьким рисунок (82,5 на 120,3 см) тоже не назовешь.

Неизвестный художник. «Петр I и Екатерина II (профиль)». Конец XIX – начала XX вв.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Неизвестный художник. «Петр I и Екатерина II (профиль)». Конец XIX – начала XX вв.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одной областью применения монументальной графики были декоративные росписи интерьеров. Для этих целей предварительно делали так называемые картоны — эскизы в натуральную величину. На выставке представлены картоны Карла Брюллова, Виктора Васнецова, Евгения Лансере, Михаила Нестерова, Алексея Щусева и других.

В середине XIX века в России появляется и входит в моду папье-пелле — фабричная грунтованная бумага, покрытая тонким слоем гипса разного тона. Грунтованную тонированную бумагу широко использовал Иван Шишкин, чья графика незаслуженно менее известна, чем его живописные хиты. Вместе с тем именно в пейзажном рисунке он выступал подлинным новатором, сочетая скрупулезность в воспроизведении мельчайших деталей с общим лирическим взглядом на природу. На передвижных выставках его огромные рисунки пером демонстрировались наравне с живописью.

С наступлением Серебряного века графика начала восприниматься как самостоятельный вид искусства, чрезвычайную популярность приобрели большеформатные графические портреты. На выставке показывают crème de la сrème этого жанра: портреты Марии Тенишевой и Элеоноры Дузе авторства Ильи Репина, портрет Федора Шаляпина кисти Валентина Серова, «Портрет Н.И.Забелы-Врубель. После концерта» Михаила Врубеля, «Портрет Николая Рериха» Александра Головина.

Константин Сомов. «Маркиза с обезьянкой». Вариант иллюстрации к «Книге маркиз».  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Константин Сомов. «Маркиза с обезьянкой». Вариант иллюстрации к «Книге маркиз».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Контрастом к монументальным рисункам выступают миниатюры на кости и бумаге, а также в технике эгломизе — изображения на стекле.

Миниатюрный портрет был важной составляющей русской дворянской культуры на протяжении XVIII и первой половины XIX века. Потом его потеснила фотография, но на рубеже XIX–XX столетий стараниями художников «Мира искусства», пытавшихся возродить забытые жанры и техники любимой ими пушкинской эпохи, миниатюрный портрет вновь стал востребован.

Мини-портретами эта часть экспозиции не ограничится: маленькие эскизы к жанровым картинам и пейзажам рисовали Николай Крамской, Исаак Левитан, Елена Поленова и другие.  

Государственная Третьяковская галерея
«От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII — начала XX века»
До 10 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+