18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куратор Каспер Кёниг умер в Берлине

Каспер Кёниг.  Фото: Skulptur Projekte Münster
Каспер Кёниг.
Фото: Skulptur Projekte Münster

Бывший директор кельнского Музея Людвига «формировал художественный дискурс последних пяти десятилетий, как никто другой», сообщает музей

Знаменитый немецкий куратор Каспер Кёниг, сооснователь проходящего раз в десять лет фестиваля скульптуры в Мюнстере и один из самых влиятельных организаторов выставок современного искусства, умер в Берлине в возрасте 80 лет. Об этом сообщил кельнский Музей Людвига, который Кёниг возглавлял с 2000 по 2012 год.

Каспер Кёниг «формировал художественный дискурс последних пяти десятилетий, как никто другой», сообщает Музей Людвига. В музее отмечают, что скорбят о «потере щедрого, независимого, энергичного человека, который всегда заражал нас своей увлеченностью искусством».

«Каспер Кёниг был прекрасным искусствоведом и организатором выставок, который обладал абсолютным чувством вкуса. Он был великим дипломатом и сумел блестяще провести петербургскую „Манифесту“ в 2014 году в условиях уже начавшихся санкций и бойкотов так, что она стала лучшей в истории этого успешного фестиваля. Такого уровня людей в мире современного искусства больше почти не осталось», — сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, где был представлен основной проект Manifesta 10.

Проект «Срез» Томаса Хиршхорна на биеннале Manifesta 10 в Главном штабе Эрмитажа. Фото: Замир Усманов/ТАСС
Проект «Срез» Томаса Хиршхорна на биеннале Manifesta 10 в Главном штабе Эрмитажа.
Фото: Замир Усманов/ТАСС

Каспер Кёниг родился в 1943 году в Меттингене на северо-западе Германии. Свою карьеру он начал в 1962 году в качестве стажера в галерее Рудольфа Цвирнера в Кельне. Он познакомился с местным арт-сообществом, включая художников Йозефа Бойса, Зигмара Польке и Герхарда Рихтера, который позже был свидетелем на его свадьбе. В 1963 году Кёниг отправился в Лондон, где работал в коммерческих галереях и посещал лекции в Институте Курто.

В 1965-м судьба привела его в Нью-Йорк, где он преимущественно жил до 1978 года и развивал свои международные контакты. В возрасте 23 лет он курировал первую выставку — Класа Ольденбурга в Стокгольме. Позже Кёниг познакомился с Карлом Андре, Дэном Грэмом, Ханне Дарбовен, Он Каварой, Солом Левиттом, Брюсом Науманом, Энди Уорхолом.

В 1968 году вместе с братом основал издательство книг по искусству. Сегодня фирма Вальтера Кёнига управляет книжными магазинами во множестве немецких городов, а также в музеях.

В 1977 году в Мюнстере прошел первый фестиваль скульптуры, который Каспер Кёниг и Клаус Буссман придумали для знакомства горожан с современным искусством. С тех пор Skulptur Projekte Münster проводится каждые десять лет.

Лекция Мэтта Мулликана 25 июня 2021 года в атриуме Музея искусства и истории культуры в Мюнстере. Фото: LWL/Hanna Neander
Лекция Мэтта Мулликана 25 июня 2021 года в атриуме Музея искусства и истории культуры в Мюнстере.
Фото: LWL/Hanna Neander

Вернувшись в Германию, Кёниг занялся преподаванием — сначала, с 1984 года, в Дюссельдорфской академии художеств, с 1988 года, в качестве профессора, в Высшей школе изобразительных искусств «Штедельшуле» во Франкфурте, которую в 1989-м возглавил как ректор. В 1987-м Кёниг основал Portikus — пространство для выставок молодых и начинающих современных художников, связанное со «Штедельшуле».

Сын Каспера Кёнига Иоганн так описывает в автобиографии детство с родителями в Кельне в 1980-х годах: «Дэн Грэм жил с нами некоторое время. Мы ездили на каникулы с Он Каварой. После „крещения Fluxus’ом“ моим крестным отцом стал Нам Джун Пайк… Я играл в футбол между коробкой Brillo Энди Уорхола, бронзовой Concetto spaziale Лучо Фонтаны и диваном Франца Веста».

12-летнее пребывание Кёнига в Музее Людвига в Кельне пришлось на критический момент, когда город уступал свой многолетний статус центра немецкого искусства Берлину. «С его знаниями, суждением и неподкупностью он снова поднял Музей Людвига на мировой уровень», — говорит Йилмаз Дзивиор, нынешний директор музея.

В 2003 году Кёниг курировал австрийский павильон на Венецианской биеннале. Среди десятков персональных выставок, которые он провел, были показы работ Изы Генцкен, Дональда Джадда, Он Кавары, А.Р.Пенка, Герхарда Рихтера, Вольфганга Тильманса, Грегора Шнайдера. В 2009 году нью-йоркский Музей Соломона Р.Гуггенхайма удостоил Каспера Кёнига почетной награды за вклад в развитие искусства.

Он не считал себя классическим коллекционером, а, скорее, покупал искусство спонтанно или получал что-то от друзей. В 2023 году Кёниг передал в дар Музею Людвига 50 работ, включая произведения Марии Айхорн, Павла Альтхамера, Изы Генцкен, Джереми Деллера, Ричарда Лонга, Томаса Хиршхорна, Дженни Хольцер. В прошлом месяце кельнский аукционный дом Van Ham объявил, что выставит на аукцион 1–2 октября 400 работ из коллекции Каспара Кёнига. Среди художников, которые будут представлены на торгах, — Николь Айзенман, Он Кавара, Мария Лассниг и Зигмар Польке.

Каспер Кёниг был четырежды женат: первый раз на Ильке Шелленберг, от которой у него две дочери и сын; затем на актрисе и иллюстраторе Эдде Кёхль, матери его младшего сына; третьей женой стала Барбара Вайс, берлинский арт-дилер, которая умерла в 2016 году; и наконец последней — берлинская художница Хайди Шпеккер. Оба сына Кёнига являются арт-дилерами: Лео работает в Нью-Йорке, Иоганн — в Берлине.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+