18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бронция Коллер-Пинель: вновь открытая фигура венского Сецессиона

Бронция Коллер-Пинель. «Сильвия Коллер с птичьей клеткой». 1907- 1908.  Фото: Sammlung Eisenberger, Wien
Бронция Коллер-Пинель. «Сильвия Коллер с птичьей клеткой». 1907- 1908.
Фото: Sammlung Eisenberger, Wien
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Антисемитская атмосфера нацистского периода едва не стерла из истории искусства воспоминания о художнице. Персональная выставка в Вене показывает качество ее живописи и рассказывает о вкладе в художественную жизнь Австрии первой трети ХХ века

Художественная карьера Бронции Коллер-Пинель (урожденной Брониславы Пинелес) длилась недолго. Два десятилетия художница выставлялась в Вене рядом с Густавом Климтом, но к началу 1930-х она — как женщина и как еврейка — вынуждена была уйти в тень. Ее наследие оставалось почти позабытым долгие годы после Второй мировой вой­ны. Персональная выставка в венском Бельведере должна по праву вернуть ее в круг художников венского Сецессиона.

Бронция Пинель (1863–1934) родилась в еврейской семье в Галиции (на территории современной Польши). В 1873 году они пере­ехали в Вену. Академическое образование для женщин в те годы было недоступно, так что девушке пришлось брать частные уроки. Позже Бронция отправилась в Мюнхен, где обучалась в Женской академии. Там она начала работать в стилистике мюнхенской школы живописи, используя насыщенные цвета и жесткие контуры. Вернулась в Вену в 1890 году, регулярно участвовала в выставках в венском Доме художников, в 1893 году выставлялась на Всемирной выставке в Чикаго.

Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене. Фото: Belvedere, Wien
Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене.
Фото: Belvedere, Wien

В 1896 году художница в салоне Розы Майредер, австрийской писательницы, музыканта и феминистки, познакомилась со своим будущим мужем Хуго Коллером, ученым и врачом. Супруги окончательно обосновались в Вене в 1902 году, и Бронция Коллер-Пинель с готовностью восприняла влияние венского модернизма: плоскостную композицию, изящный контур и светлые оттенки цвета. В 1908-м она показала свои работы в Доме художников рядом с произведениями Густава Климта. Эти годы были венцом ее карьеры. Женщина со средствами, Коллер-Пинель держала художественный салон и заказала оформление квартиры в Вене и загородного дома в Обервальтерс­дорфе знаменитым художникам и дизайнерам Коломану Мозеру и Йозефу Хоффману.

В 1912 году ее работы участвовали в выставке «Зондербунд», собравшей в Кельне все самые крупные имена европейского искусства того времени — от ван Гога до Пикассо. Кроме того, Коллер-Пинель активно участвовала в основании новых объединений художников, например Нового венского Сецессиона. В 1918-м художница познакомилась с Эгоном Шиле, но развитию отношений помешала его смерть в том же году.

На заключительном этапе карьеры Коллер-Пинель обменивалась идеями со своей дочерью Сильвией, учившейся у экспрессиониста Карла Хофера, и проявила интерес к направлению «новая вещественность». К началу 1930-х художница вынуждена была отойти в тень, как минимум из-за еврейского происхождения. После вой­ны Сильвия Коллер старалась продвигать наследие матери, так что теперь немало ее работ хранится в музейных собраниях.

Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене. Фото: Belvedere, Wien
Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене.
Фото: Belvedere, Wien

На выставке представлены произведения художницы, датирующиеся ­1900–1920-ми годами, в том числе автопортрет 1905 года, на котором Бронция предстает как брюнетка с резкими чертами лица, силуэт которой контрастен фону. В 1907–1908 годах художница написала портрет Сильвии, тогда подростка, с птичьей клеткой: фигура девочки в красном платье, решетка клетки и плитки пола создают беспокойное равновесие.

«Антисемитская атмо­сфера нацистского периода стерла из истории искусства воспоминания о вкладе Коллер-Пинель, — говорит генеральный директор Бельведера Стелла Роллинг. — Персональная выставка показывает качество ее живописи и заставляет вспомнить о ее вкладе в художественную атмосферу Вены 1900-х годов».  

Бельведер
«Бронция Коллер-Пинель»
До 8 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+