18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Осип Цадкин, который «никогда не находил себя»

Осип Цадкин в своей мастерской на улице Русселе. Париж.1926.  Фото: Valentine Prax archive
Осип Цадкин в своей мастерской на улице Русселе. Париж.1926.
Фото: Valentine Prax archive
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

На русском языке издана автобиографическая книга «Резец и молот», написанная всемирно известным скульптором, уроженцем Российской империи. Страницы воспоминаний наполнены людьми и событиями, но главное здесь — поэзия одинокого творческого труда

Начало жизни будущего ваятеля таит в себе некоторую загадку. Сам Осип Цадкин (1890–1967) впоследствии, в том числе на страницах автобио­графической книги, настаивал на том, что родился он в Смоленске, где и провел все детство — вплоть до отъезда в Великобританию в 15-летнем возрасте. Между тем десятилетия спустя архивисты обнаружили документы, из которых вытекало, что место его рождения — Витебск; там он будто бы и жил с родителями до переезда в Смоленск, и даже окончил Витебское городское четырехклассное училище. В числе его однокашников называют Мовшу Шагала, тоже получившего со временем мировую славу.

Эти архивные открытия не стыкуются с воспоминаниями Цадкина. Витебск он упоминает как город хоть ему и знакомый, но только по гостевым поездкам к родственникам. А свою первую встречу с Шагалом датирует 1908 годом: «Именно господин Пэн (известный в городе художник и педагог. — TANR) сказал мне, что молодой человек из местных по фамилии Шагал, учившийся живописи в Академии в Санкт-Петербурге, как раз в это время вернулся в Витебск». Цадкин, в свою очередь, возвратился на родину из Лондона — чтобы вскоре отправиться в Париж, уже безвозвратно. Ничто в описании короткого витебского визита Цадкина к Шагалу не содержит даже намека на их прежнее знакомство. «С Шагалом я снова встретился много позже, когда он после пребывания в Берлине перебрался в Париж», — пишет мемуарист. Ожидаешь, что рано или поздно Шагал все же займет какое-то заметное место в воспоминаниях Цадкина, но нет. А ведь очень долгое время оба вращались в одних и тех же парижских кругах, и даже вынужденным прибежищем в 1940-е годы для обоих стал Нью-Йорк.

Осип Цадкин. «Резец и молот». М.: Искусство — XXI век, 2024. 168 с., ил.
Осип Цадкин. «Резец и молот». М.: Искусство — XXI век, 2024. 168 с., ил.

Объяснения существовавшей между ними дистанции, равно как и запутанной коллизии с Витебском, в «Резце и молоте» отсутствуют. Можно лишь предположить, что Цадкину не нравилась «приватизация» этого города, предпринятая Шагалом. Сам же скульптор ностальгических тем и сюжетов в своих работах подчеркнуто избегал. Но не в мемуарах. Они были написаны (по-французски, конечно) в самый последний период его жизни, незадолго до кончины, и это обстоятельство явно сказалось на содержании.

Особую важность для автора приобрели те эпизоды, которые, запав когда-то глубоко в душу, начали всплывать на поверхность уже в преклонном возрасте. Не исключено, кстати, что роль катализатора тут сыграло как раз интенсивное писательское погружение в толщу собственной памяти. Так или иначе, на бумаге запечатлелись яркие, зачастую лирические картины из прошлого, почти миражи. Разу­меется, среди них образы из детства: вот маленький мальчик, «не имея никаких конкретных планов», перерисовывает изображение казака из журнала «Нива»; вот он же из случайно обнаруженной ручейной глины ваяет, как умеет, свою первую скульптуру…

Но не только детские впечатления передаются с помощью таких флешбэков — есть тут и юношеские, и вполне зрелые. Возникает ощущение, что отрывочные, вроде бы незначительные, однако отчего-то врезавшиеся в память моменты для мемуариста гораздо значимее обстоятельной летописи.

Возможно, это стало следствием глубокого внутреннего одиночества, которое сопровождало Цадкина на протяжении жизни. Нет, он не был анахоретом и поддерживал довольно широкие связи в художественном мире, особенно после того, как получил известность. Тем не менее некоторая отстраненность от околопрофессиональной суеты была ему свойственна всегда. В первые парижские годы он буквально замыкался на собственном творческом процессе и даже умудрился, прожив пару лет в знаменитом «Улье», не завести дружеских отношений ни с кем из соседей. Правда, круг его общения все же не ограничивался псом по кличке Калюш. Цадкин полюбил атмосферу, царившую в двух богемных кафе — «Ротонде» и «Куполе»; именно там завязались почти все его знакомства, от Пикассо и Модильяни до Жакоба и Аполлинера.

Париж. Середина 20-х.  Фото: Искусство — XXI век
Париж. Середина 20-х.
Фото: Искусство — XXI век

Работы Осипа Цадкина 1910–1930-х годов со временем были признаны неотъемлемой частью феномена Парижской школы. Сам он такого своего статуса не отрицал, однако относился к нему двойственно. В частности, увлечение скульптурным кубизмом охарактеризовано в «Резце и молоте» как отражение его «растерянности». И вот уже вроде «угловатый кубистский мирок был отодвинут и оставлен позади», и даже следующая глава книги получила название «Свободен от кубизма» — но критическая самооценка не покидает мемуариста. «Те, кто писали в 1920 году, будто я „нашел себя“, сегодня вызывают у меня улыбку, — сообщает он почти полвека спустя. — Должен признаться, что я никогда не находил себя и что, вероятно, само состояние поиска вызывало во мне страсть, которая не покидала меня и должна ощущаться в каждом моем произведении из дерева или камня».

Поиск и страсть — главнее этого ничего для Цадкина нет. Именно потому, похоже, он совершенно не стремится интриговать читателя увлекательными подробностями общения с легендарными друзьями-коллегами, влиятельными арт-дилерами и знаменитыми коллекционерами. Все они присутствуют на страницах книги, но лишь в небольших, порой эпизодических ролях. Куда сильнее Цадкина занимают воспоминания о рабочих моментах и движениях собственной души. Откуда берется идея той или иной скульптуры? Как избавиться от посторонних влияний? Почему публике нередко нравятся те произведения, которые автор считает неудачными, и наоборот? Кто, наконец, он сам, Осип Цадкин: выдающийся скульптор или все тот же ремесленник, каким был в ранней юности?

«По сути, я всегда оставался столяром, который, вместо того чтобы делать столы или двери, вырезал изображения из дерева», — констатирует Цадкин. Хотя как раз в этом он видит важнейшее свое преимущество перед коллегами с академической выучкой: «Моя натура была и остается примитивистской, и разрабатываемая тема от этого только выигрывала». 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+