18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От A до Z с остановкой в Ленинграде: книга о Евгении Михнове-Войтенко

Евгений Михнов-Войтенко. «Композиция». 1956.  Фото: Музей AZ
Евгений Михнов-Войтенко. «Композиция». 1956.
Фото: Музей AZ
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Музей AZ запустил новую издательскую серию, посвященную авторам, которые представлены в его собрании. Первой в серии стала книга о ленинградском художнике-нонконформисте Евгении Михнове-Войтенко, которого неплохо знают в Питере, но пока мало в Москве

Буквы в названии Музея AZ будто бы переросли инициалы московского художника-нонконформиста Анатолия Зверева, которому он посвящен. По мере расширения коллекции Наталии Опалевой, основательницы и директора музея, аббревиатуру хочется интерпретировать иначе — как диапазон имен от A до Z, или от А до Я. Новые буквы в собрании — МВ. А новая цифра — 107: именно столько работ Евгения Михнова-Войтенко (1932–1988), судя по «описи» на сайте музея, приобрела к настоящему времени Опалева. Видный представитель ленинградского андерграунда обогнал тем самым всех остальных в ее собрании, за исключением самого Зверева, представленного более чем 500 работами. Старый и новый фавориты собирательницы, незнакомые друг с другом при жизни, вступили в визуальный диалог на недавней выставке «Секунда, умноженная на вечность». Выпустили к ней и альбом «Евгений Михнов-Войтенко» — первый в серии «Художники из коллекции Музея AZ» (также готовятся книги о Франциско Инфанте, Лидии Мастерковой, Владимире Яковлеве и других нонконформистах).

Евгений Михнов-Войтенко. «Художники из коллекции Музея AZ» / Музей AZ. М., 2024. 224 с., ил.
Евгений Михнов-Войтенко. «Художники из коллекции Музея AZ» / Музей AZ. М., 2024. 224 с., ил.

Вступительную статью написал Георгий Соколов — петербургский искусствовед и экс-сотрудник Эрмитажа, где с 1979 года, что весьма любопытно, хранятся четыре картины Михнова. Именно с их атрибуции несколько лет назад Соколов начал прицельно изучать наследие художника: установил контакты с его родственниками, отснял по меньшей мере 2 тыс. работ (эксклюзивными снимками он делится в Telegram-канале «Михнов-Войтенко и его конкреции»), опубликовал ряд текстов, открывая новые и уточняя спорные детали.

Главное, что следует знать о Михнове-Вой­тенко, — это то, что он вместе с Владимиром Слепяном и Юрием Злотниковым стоял у истоков послевоенной абстракции в СССР. С 1956 года он создавал небольшие композиции (называя их условно «миниатюрами») из точек, спиралей, иероглифоподобных и биоморфных форм. К этим элементам возвращался на протяжении всей карьеры, оборвавшейся в 1988 году, когда ему было всего 56 лет.

На первый взгляд творческие поиски Михнова кажутся непоследовательными, а сам он — слишком «разным» и оттого непостижимым: то он выдавливает масло на холст прямо из тюбиков, то пробует приручить нитро­эмаль, то рисует кусочками грифеля, прикладывая их к бумаге плашмя, то моделирует композиции отпечатками рук. Но Соколов показывает, что обращение художника ко все новым материалам и техникам имеет свою логику. Проследить ее можно, просматривая каталожную часть: собрание Музея AZ отражает эксперименты Михнова в очень широком диапазоне. Репродукции дополнены цитатами самого мастера (который, например, признается в ужасе перед пустым холстом и бесконечными возможностями, которые сулит художественный акт), стихами его близкого друга Леонида Аронзона и комментариями гражданской жены Евгении Сорокиной.

Анатолий Зверев. «Проба». 1961. Фото: Музей AZ
Анатолий Зверев. «Проба». 1961.
Фото: Музей AZ

Общее место при разговоре о Михнове — параллели с Джексоном Поллоком. Сопоставление советских нонконформистов с западными звездами — тема щекотливая. Приходится признавать, что не обошлось без подражания, стремления опробовать сделанные «там» открытия — речь при этом вовсе не идет об эпигонстве. Соколов, как кажется, слишком уж трепетно оберегает своего героя от неудобных сравнений: из всех цитат Михнова о Поллоке выбирает подчеркнуто критическую и настаивает на том (не без аргументов, но в чем-то поспешно), что работы лидера абстрактного экспрессионизма вовсе не служили ленинградцу визуальными образцами. Очарованность искусствоведа художником вызывает симпатию, но порой хочется, чтобы автор был менее пристрастен. В целом же статья, хотя и написана по материалам одного музея, настолько основательна, что видится ни много ни мало эскизом монографии. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+