18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Настоящий петербургский XVIII век»: Иван Вишняков вновь предстал иконописцем

Иван Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений. «Благовещение». 1755–1756. Фрагмент.  Фото: Государственный Русский музей
Иван Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений. «Благовещение». 1755–1756. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Русский музей впервые показал публике иконы работы Ивана Вишнякова, отреставрированные к выставке «Живописных дел мастер…». Иконостас Троицкой церкви несколько десятилетий провел в музейных запасниках, а его состояние стало ухудшаться и того раньше

Первая в истории персональная выставка Ивана Вишнякова (1699–1761) открылась в залах Михайловского замка ГРМ к 325-летию художника. На ней представлены как портреты кисти мастера, так и живописные образа, созданные им в середине XVIII века для иконостаса Троицкой соборной церкви в Петербурге. Реставрация последних заняла более 20 лет.

Многие портреты работы Вишнякова хорошо известны. В частности, парные изображения супругов Тишининых, хранящиеся в Рыбинском музее-заповеднике. Или портреты детей шотландского дворянина Виллима Фермора — Сарры-Элеоноры и Вильгельма-Георга. Когда в 1907 году Русский музей приобрел их, знаменитый искусствовед Николай Врангель оценил это событие как «целое открытие для исследователей истории портрета в России».

Музей впервые показал широкой публике иконы работы Ивана Вишнякова, отреставрированные к выставке «Живописных дел мастер...».    Фото: Государственный Русский музей
Музей впервые показал широкой публике иконы работы Ивана Вишнякова, отреставрированные к выставке «Живописных дел мастер...».
Фото: Государственный Русский музей

Но вот церковная живопись Ивана Вишнякова известна гораздо меньше. В Петербурге сохранилось лишь два иконостаса его работы. Один из них находится в верхнем храме собора Владимирской иконы Божией Матери, открытом для богослужений. Второй в 1930-е годы поступил в Русский музей из закрытой, а позже снесенной Троицкой церкви. Как определили специалисты в ходе исследований, из 27 сохранившихся икон, происходящих из этого храма, 17 принадлежат кисти Ивана Вишнякова.

Будущий художник родился в Москве. В 15 лет переехал в Петербург. Сначала работал под руководством придворного портретиста Луи Каравака, а с 1731 года состоял в подмастерьях у Андрея Матвеева, одного из основателей портретного жанра в русской живописи. После смерти Матвеева в 1739 году Вишняков сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений. На протяжении 20 лет он руководил всеми живописными работами в Петербурге и Москве, сам оформлял интерьеры царских дворцов, писал иконы для многих храмов.

Иконостас Троицкого собора несколько десятилетий хранился в фондах Русского музея без реставрации, и только в начале 2000-х годов специалисты приступили к работе над этими образами. «Иконостас Троицкой церкви — настоящий петербургский XVIII век, образец двухъ­ярусных и трехрядных иконостасов, выполненных на основе западноевропейских гравюр, — рассказала нашему изданию Светлана Моисеева, ведущий научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XIX века ГРМ. — Это не традиционная икона, не темпера на дереве, а масляная живопись на холстах».

Иван Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений. «Благовещение». 1755–1756. Состояние до реставрации.  Фото: Государственный Русский музей
Иван Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений. «Благовещение». 1755–1756. Состояние до реставрации.
Фото: Государственный Русский музей

Полотна хранились в фондах музея на исторических подрамниках XVIII столетия. Специалисты называют их «глухими»: у них нет угловых клинков, из-за чего холст перекашивается, а живопись деформируется. Это нужно было исправлять, но, по оценкам реставраторов, красочный слой образов из Троицкого собора пострадал не за время хранения в музее. Утраты случились раньше: в 1913-м собор горел, следы огня сохранились на холстах. В начале XX века реставраторы как могли спасали иконы и продублировали их все.

Перед современными специалистами стояли и другие, очень сложные проблемы: образа поступили в музей с огромным количеством поздних записей и поновлений. Особенно много таких записей сделали в XIX веке, некоторые изображения были буквально переписаны. Больше всего пострадало от записей центральное полотно иконостаса — икона Благовещения, отдельные места которой потеряли авторский цвет. Поэтому, помимо выполнения полного комплекса технической реставрации (консервация, снятие старого лака), специалисты решали и еще один трудный вопрос: как поступить с поздней живописью?

«Некоторые записи было невозможно удалить, и нам пришлось идти на компромисс, — рассказала Надежда Егорова, реставратор масляной живописи первой категории. — На холсте с изображением Давида было два плаща: один красный, другой золотой, — мы сохранили оба».

Иван Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений. «Благовещение». 1755–1756. После реставрации.  Фото: Государственный Русский музей
Иван Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений. «Благовещение». 1755–1756. После реставрации.
Фото: Государственный Русский музей

Сохранили и другие исторические детали. Например, следы пострадавшей от пожара 1913 года живописи на изображении Христа.

Фактически теперь и специалисты, и зрители могут увидеть всю многослойную жизнь этих полотен за почти три века с момента их создания. К выставке «Живописных дел мастер…» выпущен каталог с рассказом о реставрационных работах и описанием творчества Ивана Вишнякова. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+