18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Бежецке появится Центр реставрации монументальной живописи

Фрагмент фасада особняка братьев Невортиных.  Фото: АНО «Консервация»
Фрагмент фасада особняка братьев Невортиных.
Фото: АНО «Консервация»
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Он займется сохранением и восстановлением храмовых фресок, найденных на северо-востоке Тверской области. Это наследие уникально, но на протяжении долгого времени оно оставалось без внимания и присмотра. Теперь ситуация должна измениться

Идея создания Центра реставрации монументальной живописи принадлежит проекту «Консервация», действующему при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Каждый сезон участники проекта организуют студенческие экспедиции в регионы Центральной России, где молодежь под руководством опытных реставраторов занимается сбором фрагментов старинных церковных фресок. Во время одной из таких экспедиций и родилась мысль создать площадку, которая будет работать на постоянной основе.

«Мы тесно сотрудничаем с преподавателям кафедры реставрации монументально-декоративной живописи Строгановского университета Александрой Борисовной Гребенщиковой и Варварой Викторовной Сергиеней, которые много лет занимаются древнерусскими памятниками, — рассказывает руководитель проекта «Консервация», заместитель председателя ВООПИиК Евгений Соседов. — Они работали в Успенском соборе Московского Кремля, в Новодевичьем монастыре, в храмах Новгорода. Их экспертиза, а также многих других специалистов станет основой для работы Центра реставрации монументальной живописи». Аналогичные институции уже есть в Новгороде и Пскове, они занимаются поиском и сохранением древнерусских фресок.

Сохранившиеся росписи в храме Иоанна Богослова, где сейчас располагается музыкальная школа.  Фото: АНО «Консервация»
Сохранившиеся росписи в храме Иоанна Богослова, где сейчас располагается музыкальная школа.
Фото: АНО «Консервация»

Проект в Бежецке получил поддержку региональных властей — будущему центру нашли временную площадку для хранения экспонатов в одном из помещений ТЭЦ. Оно уже использовалось в качестве депозитария: во время ремонта местного краеведческого музея здесь размещалась часть коллекции. Как только Центр реставрации монументальной живописи получит юридический статус учреждения культуры регионального значения, он переедет в другое здание. В качестве одного из вариантов называют особняк усадьбы Невор­тиных, признанный объектом культурного наследия регионального значения. Сейчас дом готовится к реставрации и сможет принять экспозицию через несколько лет. Часть экспонатов при этом может быть передана храмам. По словам Евгения Соседова, до конца летнего сезона вопрос с официальным статусом центра должен быть решен.

Уже сейчас к этому проекту подключились многие специалисты, включая реставраторов из Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и других федеральных музеев. Они собирают и восстанавливают фрагменты монументальной живописи из храмов в окрестностях Бежецка и в близлежащих районах. Именно эти находки составят основу коллекции будущего центра. Одновременно он будет заниматься просветительской работой. В частности, на его базе планируется создать музей двух братьев-художников — уроженцев Бежецка: Михаила Тыранова (около 1793 — после 1860), мастера, расписавшего множество местных церквей, и Алексея Тыранова (1808–1859), академика Императорской академии художеств.

Фотооткрытка начала ХХ века с видом на особняк братьев Невортиных. После его реставрации здесь может разместиться новый центр.  Фото: Wikimedia Commons
Фотооткрытка начала ХХ века с видом на особняк братьев Невортиных. После его реставрации здесь может разместиться новый центр.
Фото: Wikimedia Commons

Тема монументального искусства северо-востока Тверской области и Бежецка как его центра известна не первое десятилетие, но она интересует, как правило, узкий круг знатоков и энтузиастов. Храмовая живопись местных церквей привлекает фотографов и художников, а еще здесь часто проходят съемки игрового и документального кино. Например, в этих местах снимался последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». В кадр попали фрагменты настенных росписей в Богоявленском храме села Еськи Бежецкого района, в Смоленской и Троицкой церквях села Алабузино, а также в Рождественском храме села Хабоцкое.

СПРАВКА
Церковная стенопись северо-востока тверского края

На северо-востоке Тверской области сохранилось уникальное монументальное наследие — храмовая живопись, созданная местными мастерами в XIX столетии. Ей, в частности, посвящена недавно вышедшая монография Анны Павловой «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке». Многие образцы этой живописи включены в региональные своды памятников истории и культуры. Всего на территории Тверской области сохранилось почти три десятка храмов с монументальной живописью, отличающейся высоким уровнем исполнения.

Одна из проблем этого наследия — неустановленное авторство сохранившихся фресок. Бежецкий краевед Иван Крылов последние два года работал с архивными документами и нашел материалы, которые позволили установить авторство и время создания большинства из этих памятников. «Ключевое имя здесь — Михаил Васильевич Тыранов, ученик Алексея Венецианова, возглавлявший крупнейшую артель художников в Тверской губернии. Взлет монументального искусства первой половины XIX века во многом связан именно с его мастерской», — говорит Крылов. Росписи Тыранова и его учеников — это синтез русской иконописной традиции, европейских гравюр на библейские сюжеты, доходивших до русских мастеров, классицизма и венециановской школы с ее ориентацией на повседневность. Именно эта полифония делает монументальное искусство северо-востока Тверской области, и в частности Бежецка, уникальным и ценным явлением.

Еще…

«Историки, реставраторы и просто любители старины не имеют достаточного ресурса, чтобы сохранить и восстановить это наследие, а оно разрушается с каждым годом. Центр реставрации монументального искусства может стать площадкой, объединяющей исследователей, реставраторов и волонтеров, которые хотят спасать наше наследие. Благодаря новой институции гораздо больше людей узнают о самом феномене монументального искусства северо-востока Тверской области, — говорит бежецкий краевед Иван Крылов. — А там, возможно, и сохранение этих памятников станет общим делом». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+