18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Бежецке появится Центр реставрации монументальной живописи

Фрагмент фасада особняка братьев Невортиных.  Фото: АНО «Консервация»
Фрагмент фасада особняка братьев Невортиных.
Фото: АНО «Консервация»
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Он займется сохранением и восстановлением храмовых фресок, найденных на северо-востоке Тверской области. Это наследие уникально, но на протяжении долгого времени оно оставалось без внимания и присмотра. Теперь ситуация должна измениться

Идея создания Центра реставрации монументальной живописи принадлежит проекту «Консервация», действующему при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Каждый сезон участники проекта организуют студенческие экспедиции в регионы Центральной России, где молодежь под руководством опытных реставраторов занимается сбором фрагментов старинных церковных фресок. Во время одной из таких экспедиций и родилась мысль создать площадку, которая будет работать на постоянной основе.

«Мы тесно сотрудничаем с преподавателям кафедры реставрации монументально-декоративной живописи Строгановского университета Александрой Борисовной Гребенщиковой и Варварой Викторовной Сергиеней, которые много лет занимаются древнерусскими памятниками, — рассказывает руководитель проекта «Консервация», заместитель председателя ВООПИиК Евгений Соседов. — Они работали в Успенском соборе Московского Кремля, в Новодевичьем монастыре, в храмах Новгорода. Их экспертиза, а также многих других специалистов станет основой для работы Центра реставрации монументальной живописи». Аналогичные институции уже есть в Новгороде и Пскове, они занимаются поиском и сохранением древнерусских фресок.

Сохранившиеся росписи в храме Иоанна Богослова, где сейчас располагается музыкальная школа.  Фото: АНО «Консервация»
Сохранившиеся росписи в храме Иоанна Богослова, где сейчас располагается музыкальная школа.
Фото: АНО «Консервация»

Проект в Бежецке получил поддержку региональных властей — будущему центру нашли временную площадку для хранения экспонатов в одном из помещений ТЭЦ. Оно уже использовалось в качестве депозитария: во время ремонта местного краеведческого музея здесь размещалась часть коллекции. Как только Центр реставрации монументальной живописи получит юридический статус учреждения культуры регионального значения, он переедет в другое здание. В качестве одного из вариантов называют особняк усадьбы Невор­тиных, признанный объектом культурного наследия регионального значения. Сейчас дом готовится к реставрации и сможет принять экспозицию через несколько лет. Часть экспонатов при этом может быть передана храмам. По словам Евгения Соседова, до конца летнего сезона вопрос с официальным статусом центра должен быть решен.

Уже сейчас к этому проекту подключились многие специалисты, включая реставраторов из Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и других федеральных музеев. Они собирают и восстанавливают фрагменты монументальной живописи из храмов в окрестностях Бежецка и в близлежащих районах. Именно эти находки составят основу коллекции будущего центра. Одновременно он будет заниматься просветительской работой. В частности, на его базе планируется создать музей двух братьев-художников — уроженцев Бежецка: Михаила Тыранова (около 1793 — после 1860), мастера, расписавшего множество местных церквей, и Алексея Тыранова (1808–1859), академика Императорской академии художеств.

Фотооткрытка начала ХХ века с видом на особняк братьев Невортиных. После его реставрации здесь может разместиться новый центр.  Фото: Wikimedia Commons
Фотооткрытка начала ХХ века с видом на особняк братьев Невортиных. После его реставрации здесь может разместиться новый центр.
Фото: Wikimedia Commons

Тема монументального искусства северо-востока Тверской области и Бежецка как его центра известна не первое десятилетие, но она интересует, как правило, узкий круг знатоков и энтузиастов. Храмовая живопись местных церквей привлекает фотографов и художников, а еще здесь часто проходят съемки игрового и документального кино. Например, в этих местах снимался последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». В кадр попали фрагменты настенных росписей в Богоявленском храме села Еськи Бежецкого района, в Смоленской и Троицкой церквях села Алабузино, а также в Рождественском храме села Хабоцкое.

СПРАВКА
Церковная стенопись северо-востока тверского края

На северо-востоке Тверской области сохранилось уникальное монументальное наследие — храмовая живопись, созданная местными мастерами в XIX столетии. Ей, в частности, посвящена недавно вышедшая монография Анны Павловой «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке». Многие образцы этой живописи включены в региональные своды памятников истории и культуры. Всего на территории Тверской области сохранилось почти три десятка храмов с монументальной живописью, отличающейся высоким уровнем исполнения.

Одна из проблем этого наследия — неустановленное авторство сохранившихся фресок. Бежецкий краевед Иван Крылов последние два года работал с архивными документами и нашел материалы, которые позволили установить авторство и время создания большинства из этих памятников. «Ключевое имя здесь — Михаил Васильевич Тыранов, ученик Алексея Венецианова, возглавлявший крупнейшую артель художников в Тверской губернии. Взлет монументального искусства первой половины XIX века во многом связан именно с его мастерской», — говорит Крылов. Росписи Тыранова и его учеников — это синтез русской иконописной традиции, европейских гравюр на библейские сюжеты, доходивших до русских мастеров, классицизма и венециановской школы с ее ориентацией на повседневность. Именно эта полифония делает монументальное искусство северо-востока Тверской области, и в частности Бежецка, уникальным и ценным явлением.

Еще…

«Историки, реставраторы и просто любители старины не имеют достаточного ресурса, чтобы сохранить и восстановить это наследие, а оно разрушается с каждым годом. Центр реставрации монументального искусства может стать площадкой, объединяющей исследователей, реставраторов и волонтеров, которые хотят спасать наше наследие. Благодаря новой институции гораздо больше людей узнают о самом феномене монументального искусства северо-востока Тверской области, — говорит бежецкий краевед Иван Крылов. — А там, возможно, и сохранение этих памятников станет общим делом». 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+