18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских

Проект «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах», кураторами которого выступили Марина Лошак и Юлия Сенина, открывается 19 июня в музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге. За визуальное оформление выставки отвечают однофамилец поэта архитектор Александр Саввич Бродский и Анастасия Демидова-Рындина.

Тема Китая была выбрана не случайно. В наследии Бродского есть стихотворение, которое он начал писать еще в Ленинграде, а закончил в эмиграции в 1977 году, — «Письма династии Минь» («Скоро тринадцать лет, как соловей из клетки вырвался и улетел»). Оно было одним из его любимейших стихотворений нью-йоркского периода. Кстати, в нем Бродский ради благозвучия добавил к правильному написанию династии Мин мягкий знак, пожертвовав научной точностью. Его примеру последовали и в музее, озаглавливая выставку.

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Помимо конкретного стихотворения, проект рассказывает о глобальном интересе Бродского к Востоку. Он зародился еще в детстве благодаря рассказам его отца Александра Ивановича Бродского о военной службе и привезенным им с Востока предметам.

Со службы в Маньчжурии, куда отец поэта был командирован после окончания Второй мировой войны (чем именно он там занимался, установить так и не удалось), в 1954 году он привез в Ленинград три ящика трофеев. В 1955-м эти предметы переехали вместе с семьей Бродских в полторы комнаты и оставались в этих стенах до смерти Александра Бродского в 1984 году. «В каких бы там военных играх в Китае он ни был замешан, наша маленькая кладовка, наши буфеты и стены сильно выгадали от этого», — пишет Иосиф Бродский в эссе «Полторы комнаты» (1985).

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Любимой игрушкой подрастающего мальчика стала модель китайской джонки. «И в какой-то мере Китаю Бродский обязан своим писательством, так как пишущая машинка с кириллической раскладкой, за которой поэт начинал свои пробы пера, тоже была в багаже отца. Символично, что и чемодан, на котором Бродский заснят на аэродроме «Шоссейная» в день отъезда из СССР 4 июня 1972 года, тоже был привезен отцом из Китая», — отмечают в музее. А самые ценные предметы, в числе которых японская посуда, отец после эмиграции сына продал в отдел Востока Эрмитажа. Некоторые другие предметы из «китайского багажа» ныне хранятся в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Во взрослом возрасте Бродский продолжал интересоваться темой Китая. Он не только общался с учеными-китаистами (в их числе Лев Меньшиков и Борис Вахтин), но и любил посещать американские чайна-тауны. Также он экспериментировал с переводами китайской классики, а в конце жизни пытался изучать китайский язык. В последние годы он даже планировал посетить Дальний Восток, но поездки срывались из-за проблем с сердцем.

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Ядром проекта стало несколько тех самых японских предметов, привезенных из Маньчжурии Александром Бродским. После его смерти они оказались в коллекции племянника поэта, Михаила Кельмовича, и никогда ранее не выставлялись.

Центральные же экспонаты — китайские скульптуры, которые предоставил на выставку коллекционер Кирилл Данелия. В отличие от вещей из коллекции Кельмовича, они не имеют мемориальной ценности, связанной с Бродским, зато являются подлинными произведениями искусства эпохи Мин (1368–1644). В их числе редкий набор всех 12 фигур стражей времени, называемых «китайскими зодиаками». Также представлены керамическая фигурка знатной китаянки, четыре фигуры высокопоставленных чиновников и голова Будды раннего периода Мин (XIV–XV века). Интегрированные в своеобразный интерьер музея «Полторы комнаты», эти подлинники приобретают новое, особенное звучание.

«Полторы комнаты» Иосифа Бродского, Санкт-Петербург
«Династия Минь: Восток в Полутора комнатах»
До 19 августа

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+