18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Пушкинский покажет «Три времени Рима»

Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца ди Монте Кавалло». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1750.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца ди Монте Кавалло». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1750.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах

История выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», которая откроется в Пушкинском музее 18 июня, началась в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад архитектор Максим Атаянц решил выставить свое собрание гравюр, в первую очередь архитектурных, в Эрмитаже. Над проектом начали работать сотрудники музея Аркадий Ипполитов, Василий Успенский и Александр Конев, которые успели написать тексты и подготовить каталог. Однако из-за пандемии коронавируса выставка сорвалась.

Не теряя надежд поделиться такой красотой с миром, недавно Атаянц решил предложить выставку московскому музею, где нашел общий язык с его новым директором Елизаветой Лихачевой. Она заинтересовалась идеей не только как бывший глава музея архитектуры, но и из-за основной темы коллекции: именно итальянская архитектура XVII века является первоначальной специализацией Лихачевой как искусствоведа. Она присоединилась к кураторской команде как сокуратор (это ее первый кураторский проект в ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Джованни Баттиста Пиранези. «Вид на Пьяцца делла Ротонда». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1751.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. «Вид на Пьяцца делла Ротонда». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1751.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Однако, в отличие от незаконченной Аркадием Ипполитовым выставки «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в Нижнем Новгороде, законченной другими кураторами, где на афише все равно стоит только его фамилия как автора концепции и куратора, московский проект не является «ипполитовским». «Это вышла совсем другая выставка, с другим отбором: мы взяли в четыре раза меньше вещей. С другой концепцией. В Эрмитаже мы все равно сделаем большую выставку коллекции Атаянца, видимо, в 2026 году, и все тексты Аркадия Викторовича будут использованы там, а в Пушкинском музее их нет, — уточнил нам Василий Успенский. — Здесь получилась отдельная выставка. Делать ее в компании коллег из ГМИИ было особенно интересно. Результат вышел строгим и академичным, как и подобает музею с университетскими корнями».

В свою очередь, Елизавета Лихачева рассказала нам, что в московской выставке расставлены другие акценты. «Коллеги, учитывая их специализацию, преподносят зрителю гравюры из собрания Атаянца именно как графику. Я же присоединилась к проекту, добавив новый ракурс: для меня эти листы уже исторический источник. На этой выставке я хочу показать именно историю развития архитектуры Рима, эволюцию структуры города как организма», — объяснила она.

К гравюрам XV–XVIII веков, изображающим виды и планы города, здания и развалины, которые размещены по основной выставочной оси главного здания ГМИИ, в итоге добавились подлинные античные мраморы и бронзы, редко покидающие фонды музея из-за отсутствия места для их экспонирования. «Для нас было важно создать то самое неуловимое ощущение вечного города Рима, — говорит Лихачева. — А благодаря сотрудничеству с фирмой LG мы смогли создать в экспозиции очень эффектные проекции того, что невозможно показать на выставке».

Капитель коринфской пилястры. I-II вв.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Капитель коринфской пилястры. I-II вв.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Всего же будет представлено более 150 произведений. Предметы из коллекции Максима Атаянца дополнят экспонаты не только из ГМИИ им. А.С.Пушкина, но и из Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.

Ранее Елизавета Лихачева выступала сокуратором проектов в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, из которых особенно яркими оказались выставки, посвященные Константину Мельникову и стекольщику Гюставу Фальконье. «В Музее архитектуры моя функция сокуратора была другой, — уточняет она, — часто я была третейским судьей. Здесь же, наоборот, на меня пришлась основная работа, так как коллеги находятся не в Москве. В МУАРе я не делала выставок по своей любимой теме и специализации — об Италии, так как там моя задача как директора была вернуть ему идею его основателя, Щусева, идею „музея русской архитектуры“. В нынешнем же проекте очень удачно сложились сразу три фактора: специализация ГМИИ как музея западного искусства, невероятная коллекция и моя тема».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко»
18 июня – 15 сентября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+