18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пушкинский покажет «Три времени Рима»

Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца ди Монте Кавалло». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1750.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца ди Монте Кавалло». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1750.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах

История выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», которая откроется в Пушкинском музее 18 июня, началась в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад архитектор Максим Атаянц решил выставить свое собрание гравюр, в первую очередь архитектурных, в Эрмитаже. Над проектом начали работать сотрудники музея Аркадий Ипполитов, Василий Успенский и Александр Конев, которые успели написать тексты и подготовить каталог. Однако из-за пандемии коронавируса выставка сорвалась.

Не теряя надежд поделиться такой красотой с миром, недавно Атаянц решил предложить выставку московскому музею, где нашел общий язык с его новым директором Елизаветой Лихачевой. Она заинтересовалась идеей не только как бывший глава музея архитектуры, но и из-за основной темы коллекции: именно итальянская архитектура XVII века является первоначальной специализацией Лихачевой как искусствоведа. Она присоединилась к кураторской команде как сокуратор (это ее первый кураторский проект в ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Джованни Баттиста Пиранези. «Вид на Пьяцца делла Ротонда». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1751.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. «Вид на Пьяцца делла Ротонда». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1751.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Однако, в отличие от незаконченной Аркадием Ипполитовым выставки «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в Нижнем Новгороде, законченной другими кураторами, где на афише все равно стоит только его фамилия как автора концепции и куратора, московский проект не является «ипполитовским». «Это вышла совсем другая выставка, с другим отбором: мы взяли в четыре раза меньше вещей. С другой концепцией. В Эрмитаже мы все равно сделаем большую выставку коллекции Атаянца, видимо, в 2026 году, и все тексты Аркадия Викторовича будут использованы там, а в Пушкинском музее их нет, — уточнил нам Василий Успенский. — Здесь получилась отдельная выставка. Делать ее в компании коллег из ГМИИ было особенно интересно. Результат вышел строгим и академичным, как и подобает музею с университетскими корнями».

В свою очередь, Елизавета Лихачева рассказала нам, что в московской выставке расставлены другие акценты. «Коллеги, учитывая их специализацию, преподносят зрителю гравюры из собрания Атаянца именно как графику. Я же присоединилась к проекту, добавив новый ракурс: для меня эти листы уже исторический источник. На этой выставке я хочу показать именно историю развития архитектуры Рима, эволюцию структуры города как организма», — объяснила она.

К гравюрам XV–XVIII веков, изображающим виды и планы города, здания и развалины, которые размещены по основной выставочной оси главного здания ГМИИ, в итоге добавились подлинные античные мраморы и бронзы, редко покидающие фонды музея из-за отсутствия места для их экспонирования. «Для нас было важно создать то самое неуловимое ощущение вечного города Рима, — говорит Лихачева. — А благодаря сотрудничеству с фирмой LG мы смогли создать в экспозиции очень эффектные проекции того, что невозможно показать на выставке».

Капитель коринфской пилястры. I-II вв.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Капитель коринфской пилястры. I-II вв.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Всего же будет представлено более 150 произведений. Предметы из коллекции Максима Атаянца дополнят экспонаты не только из ГМИИ им. А.С.Пушкина, но и из Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.

Ранее Елизавета Лихачева выступала сокуратором проектов в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, из которых особенно яркими оказались выставки, посвященные Константину Мельникову и стекольщику Гюставу Фальконье. «В Музее архитектуры моя функция сокуратора была другой, — уточняет она, — часто я была третейским судьей. Здесь же, наоборот, на меня пришлась основная работа, так как коллеги находятся не в Москве. В МУАРе я не делала выставок по своей любимой теме и специализации — об Италии, так как там моя задача как директора была вернуть ему идею его основателя, Щусева, идею „музея русской архитектуры“. В нынешнем же проекте очень удачно сложились сразу три фактора: специализация ГМИИ как музея западного искусства, невероятная коллекция и моя тема».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко»
18 июня – 15 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+