18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Летатлин» покинет Новую Третьяковку

Махолет «Летатлин» Владимира Татлина. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Махолет «Летатлин» Владимира Татлина.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея вернет единственный сохранившийся махолет Центральному музею Военно-воздушных сил РФ в Монине

В августе шедевр инженерной мысли и одновременно уникальное произведение искусства Владимира Татлина, с 2017 года представленное в Новой Третьяковке, покинет постоянную экспозицию музея. Его вернут в Центральный музей Военно-воздушных сил РФ в поселке Монино.

«У посетителей Государственной Третьяковской галереи есть последняя возможность увидеть знаменитый махолет „Летатлин“ в окружении других работ выдающегося авангардиста Владимира Татлина», — сообщает пресс-служба Третьяковской галереи.

«Летатлин» — единственный сохранившийся безмоторный летательный аппарат, созданный одним из титанов русского авангарда, родоначальником конструктивизма Владимиром Татлиным. Художник задумал его еще в 1920-х, изучал анатомию и полеты птиц, а в 1929–1932 годах реализовал свою идею. Махолет был создан художником в трех почти идентичных экземплярах. Правда, он не полетел, что не отменяет художественной ценности проекта.

Махолет «Летатлин» Владимира Татлина. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Махолет «Летатлин» Владимира Татлина.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

После Великой Отечественной войны одна из конструкций попала в коллекцию Центрального музея Военно-воздушных сил в Монине. В 2016 году «Летатлин» был передан на временное хранение в Третьяковскую галерею. Ее сотрудники провели сложнейшую комплексную научно-исследовательскую реставрацию, пересобрав махолет заново и использовав детали двух других, плохо сохранившихся летательных аппаратов.

В 2019-м The Art Newspaper Russia напомнила о трудной работе по восстановлению концептуального объекта, включив реставрацию «Летатлина» в шорт-лист своей ежегодной премии и отметив, что над махолетом трудились специалисты пяти направлений — по дереву, ротангу, ткани, металлу, коже. Реставраторы работали шаг за шагом, снимая киперную ленту и перкалевую обтяжку, выравнивая металлический трос, держащий линию крыла размахом около 10 м, восстанавливая деревянные нервюры. Ни одна деталь не была заменена новой: сохранили самые крохотные кусочки первоначальной обтяжки шелком и восстановили осыпи на деталях из пробки. Зельфире Трегуловой, которая на тот момент возглавляла Третьяковскую галерею, стоило больших усилий скоординировать действия двух музеев, подчиненных разным ведомствам, чтобы воссозданный «Летатлин» стал частью экспозиции ГТГ.

С 2017 года один из главных символов русского авангарда был выставлен в зале № 8 Новой Третьяковки — в персональном пространстве художника и в окружении знаменитых «контррельефов» Татлина.

Теперь принято решение вернуть экспонат филиалу Центрального музея Вооруженных Сил РФ, расположенному в поселке Монино. Пока данных о том, будет ли выставлен «Летатлин» в его постоянной экспозиции, нет.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+