18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Восковые анатомические муляжи для «народного просвещения»

Жемчужина коллекции музея естественной истории «Ла Спекола» — редкое и богатое собрание восковых моделей, которые использовались в анатомических театрах в XVIII–XIX столетиях. Фото: Wellcome Images
Жемчужина коллекции музея естественной истории «Ла Спекола» — редкое и богатое собрание восковых моделей, которые использовались в анатомических театрах в XVIII–XIX столетиях.
Фото: Wellcome Images
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Жутковатые фигуры и фрагменты человеческого организма, изготовленные из воска два-три века назад, стали главными экспонатами флорентийского музея естественной истории «Ла Спекола» — старейшего в Европе

Во Флоренции после реновации и обновления экспозиции накануне своего 250-летия вновь распахнул двери один из старейших научных музеев Европы. Жемчужина его коллекции — редкое и богатое собрание восковых моделей, которые использовались в анатомических театрах вместо настоящих трупов в XVIII–XIX столетиях.

«Ла Спекола», которая открылась в 1775 году по приказу великого герцога Тосканы Петра-Леопольда Лотарингского, всего через несколько лет после того, как он основал Галерею Уффици, стала первым публичным музеем естественной истории. Хотя официальное его название — Императорский и королевский музей физики и естественной истории, в народе он известен как «Ла Спекола» — это имя он получил в честь астрономической обсерватории, которую тоже построили по приказу герцога.

Вскоре после открытия Феличе Фонтана основал в музее мастерскую, где изготавливались анатомические восковые модели. Фото: Julia Tyutereva/Wikimedia
Вскоре после открытия Феличе Фонтана основал в музее мастерскую, где изготавливались анатомические восковые модели.
Фото: Julia Tyutereva/Wikimedia

Вскоре после открытия музей под руководством математика Феличе Фонтаны превратился в передовой для своего времени научный центр. Ученый основал в нем мастерскую, где изготавливались анатомические восковые модели. В итоге в собрании насчитывается около 1,4 тыс. образцов, и это крупнейшая коллекция подобного рода. Среди экспонатов — работы представителя сицилийского барокко Гаэтано Джулио Дзумбо и жутковатая «Венера» Клементе Сузини — лежащая обнаженная с жемчужным ожерельем, в утробе которой за съемными женскими органами скрывается крошечный плод.

В 2019 году музей «Ла Спекола», в наши дни входящий в состав Флорентийского университета, закрылся на реконструкцию, которая сильно затянулась из-за пандемии. Но часть коллекции оставалась доступна публике благодаря временной экспозиции в базилике Сан-Лоренцо (с декабря 2019 года по сентябрь 2022-го). А в прошлом году часть собрания восковых фигур отправилась в Милан на необычную выставку «гостевого музея» при поддержке Фонда Prada. Публике там в числе прочего демонстрировали короткометражку режиссера Дэвида Кроненберга — в его фирменный визионерский боди-хоррор очень органично вписались музейные Венеры.

В собрании музея насчитывается около 1,4 тыс. образцов анатомических восковых моделей, и это крупнейшая коллекция подобного рода. Фото: Museo di Storia Naturale dell'Università di Firenze.
В собрании музея насчитывается около 1,4 тыс. образцов анатомических восковых моделей, и это крупнейшая коллекция подобного рода.
Фото: Museo di Storia Naturale dell'Università di Firenze.

Реконструкция музея «Ла Спекола» обошлась в €6 млн; из них €3,5 млн выделили власти Тосканы и еще €2,5 млн перечислил Флорентийский университет. Это позволило преобразить и расширить прежние экспозиции, вновь задействовав историческое здание целиком. Второй этаж палаццо Бини — Торриджани, который занимали университет и Национальный исследовательский совет Италии, стал новым домом для коллекции минералогии. На первом этаже появилось место для вестибюля и книжного магазина.

Марко Бенвенути, президент музеев Флорентийского университета, называет реконструкцию «рестайлингом», который позволил сохранить популярные коллекции и расширить площадь помещений и выставочных залов. Все это, по его словам, «спустя почти полтора столетия вернет возможность показывать в „Ла Спекола“ замечательные коллекции минералов и драгоценных камней». Собрание анатомических восковых фигур дополнили ботаникой — восковыми моделями экзотических фруктовых деревьев и растений в натуральную величину, а также экспонатами из дерева и папье-маше, которые, по мнению Бенвенути, «важны для понимания образовательных целей» этих коллекций. Ведь изначально стремлением основателя музея, Петра-Леопольда, было «народное просвещение»: он полагал, что образование сделает граждан счастливее.

Среди экспонатов — работы Гаэтано Джулио Дзумбо и Клементе Сузини.  Фото: Wellcome Images
Среди экспонатов — работы Гаэтано Джулио Дзумбо и Клементе Сузини.
Фото: Wellcome Images

Музей во многом зиждется на идеях Ренессанса — его подходе к знаниям, еще не отделявшем четко науку от искусства. Марко Бенвенути отмечает, что интерес искусства к миру природы снова растет — эту синергию и надеется уловить обновленный музей. «Мы продолжим работать над симбиозом искусства и науки», — говорит он, имея в виду будущие выставки, где произведения современных художников должны вступить в диалог с достижениями сегодняшней науки. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+