18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Сияние витражного цвета, вырвавшегося из серой жизни

Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Фрагмент витража работы Майкла Хили. 1933.  Фото: Author	Andreas F. Borchert
Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Фрагмент витража работы Майкла Хили. 1933.
Фото: Author Andreas F. Borchert
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Затворничество Майкла Хили противоречило его новаторской роли в самой престижной в Ирландии студии витражей. Дэвид Кэрон, автор биографической книги об этом художнике, сумел соединить разрозненные факты, пытаясь объяснить феномен творчества Хили

Святые и ангелы, созданные в начале XX века художником-витражистом Майклом Хили (1873–1941), взирают с высоты глазами, сияющими небесным светом. Едва ли духовенство и состоятельные меценаты, заказывавшие Хили окна для церквей по всей Ирландии и Англии, даже для Новой Зеландии и Техаса, поверили бы, узнав, насколько иным был мир самого художника.

Хили принадлежал к новой ирландской витражной школе, объединявшей тех, кто стремился проектировать и изготовлять окна для римско-католических церквей, которые во множестве строились, расширялись и реставрировались, часто финансировались недавно начавшим процветать католическим средним классом и были тесно связаны — как и возрождение интереса к ирландскому искусству и языку в целом — c националистическим движением.

Творчество Майкла Хили было полно красок: он развивал все новые методы соединения кусочков стекла для усиления оттенков и травления кислотой для придания им сверкающего света. Собственная же жизнь художника вряд ли могла быть более серой. Как и в случае с его младшим (и гораздо более известным) современником, художником-витражистом Гарри Кларком, материалы, которые он использовал, возможно, послужили причиной относительно ранней смерти в возрасте 68 лет. Дэвид Кэрон, автор биографической книги о Майкле Хили, предполагает, что на использование Кларком кислотного травления повлияла новаторская работа именно его героя в этой технике.

Майкл Хили.  Фрагмент витража в Церкви Пресвятого Розария, Мост Кринн, графство Лаут. Фото: Jozef Vrtiel
Майкл Хили. Фрагмент витража в Церкви Пресвятого Розария, Мост Кринн, графство Лаут.
Фото: Jozef Vrtiel

Вся деятельность Хили, как пишет Кэрон, проходила исключительно в студии An Túr Gloine («Стеклянная башня»), основанной в 1903 году Сарой Пёрсер. Спустя почти 40 лет она сказала: «Я долгое время работала с мистером Хили, но чувствую, что совсем его не знаю». Узнать его по-настоящему сумели очень и очень немногие.

Вдохновенная книга Дэвида Кэрона выглядит скорее археологией, чем обычной биографией. На тех нескольких фотоснимках, что дошли до наших дней, Хили неизменно стоит на заднем плане. После смерти художника в его комнате обнаружилось всего 13 писем, а в дневнике — записи только за четыре недели. В распоряжении у исследователя было лишь три эссе двух дублинских искусствоведов, лично знавших художника.

Томас Макгриви, впоследствии директор Дублинской национальной галереи, посетивший Хили в студии и говоривший с ним об общих интересах в истории, религии и национальной политике, охарактеризовал художника как «пионера ирландского витражного искусства». А архитектурный критик К.-П.Карран писал: «Жизнь Хили была почти отшельнической, протекавшей среди очень ограниченного и редко расширявшегося круга друзей; он редко выставлялся, не принадлежал ни к одной академии и молча ушел из жизни».

David Caron. Michael Healy, 1873–1941. An Túr Gloine’s Stained Glass Pioneer. Four Courts Press. 448 с., цв. ил. €55, £50. На английском языке
David Caron. Michael Healy, 1873–1941. An Túr Gloine’s Stained Glass Pioneer. Four Courts Press. 448 с., цв. ил. €55, £50. На английском языке

Майкл Хили родился в 1873 году в крошечной квартирке в многоквартирном доме при литейном заводе — в те времена, когда трущобы Дублина носили позорное звание худших в Европе. Его родители неоднократно переезжали в жилье все хуже и дешевле. Члены его семьи рано умирали. Так, младший брат Мэтью, возможно самый близкий ему человек, скончался в нищете в возрасте 30 лет, похоронив к этому времени троих детей.

Говорят, что Хили с детства рисовал на любой доступной поверхности и явно был очень умен. Но учеба в школе закончилась в 14 лет, когда он устроился сахароваром на кондитерскую фабрику — эта работа считалась довольно вредной и даже опасной. Каким-то образом, несмотря на маленькую зарплату и помощь семье, ему удалось накопить на вечерние занятия рисованием в Дублинской школе искусств и навсегда изменить свою жизнь. После того как первые иллюстрации Хили были опубликованы в католическом журнале, покровитель-священнослужитель отправил его учиться на полтора года во Флоренцию, и это был единственный раз, когда художник побывал за границей.

После смерти Хили дом, снятый им в нескольких минутах ходьбы от улицы, на которой он родился, посетили Макгриви и Карран. Скорее всего, им была известна главная тайна его жизни, которая наверняка разрушила бы его карьеру в крайне консервативном обществе того времени: Хили был не просто жильцом, но и в течение 34 лет любовником Элизабет Келли, которая дважды была замужем за другими мужчинами. В душераздирающе сдержанном письме Келли писала, что потеряла «лучшего друга, который у меня когда-либо был в этом мире», и упоминала о том, как хорошо он относился к ее троим сыновьям. Одним из них был Дермуид, так и не признанный ее сын от Майкла Хили.

Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Витраж работы Майкла Хили, изображающий Святое семейство в окружении шести ангелов-хранителей, несущих светильники. Фото: Andreas F. Borchert
Собор Святого Брендана, Лугри, графство Голуэй, Ирландия. Витраж работы Майкла Хили, изображающий Святое семейство в окружении шести ангелов-хранителей, несущих светильники.
Фото: Andreas F. Borchert

Что у автора исследования действительно имелось в качестве доказательства значимости его героя и материала для биографии, так это работы Хили, окна, и они великолепны. Я планирую небольшое паломничество в качестве покаяния за незнание о существовании этого художника и подозреваю, что многие читатели книги Дэвида Кэрона поступят так же. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+