18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Джоан Джонас: как прожить жизнь со скоростью ветра

Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.  Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.
Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Ретроспектива 87-летней пионерки видео-арта от начала и до конца проникнута ощущением детского изумления перед миром и одновременным осознанием того факта, что этот удивительный мир находится под угрозой

В залах на верхнем этаже нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) стены и дополнительные перегородки выкрасили в матовый черный или серый, а светившие мертвящим светом подвесные лампы отправили на склад. Взамен зрители получили четкость, жизненно необходимую для понимания того, как многочисленные компоненты многослойного искусства Джоан Джонас соединяются в живом перформансе — и в сознании.

Дизайн Хироко Исикавы разработан в тесном сотрудничестве с художницей и с куратором выставки Аной Яневски. Выстроенная хронологически, но, в сущности, и тематически экспозиция прослеживает эволюцию Джонас от ранних опытов бодипозитивного перформанса и первых экспериментов с новыми технологиями до сложных фантасмагорических наблюдений за миром природы, который меняется до неузнаваемости или вовсе исчезает и уносится, как песчинки в порывах ветра в работе, которая называется, конечно же, «Ветер». Этот короткометражный черно-белый фильм 1965 года открывает выставку. Джонас сняла «Ветер» на 16-миллиметровую пленку на зимнем побережье Лонг-Айленда. Вместе с друзьями она упорно выполняет прописанные заранее действия на сильном ветру, раз за разом вылетая из кадра под его порывами, только чтобы вернуться несколько секунд спустя с новым набором движений и поз.

Время от времени художница работала с камерой и со своим самым надежным реквизитом — зеркалом — соло. Для ее первого перформанса «Оад Лау» (1968) Джонас пришила небольшие зеркала к костюму. В 1970-е, когда одной из центральных тем феминистской повестки стал «мужской взгляд», она перевернула его, стоя обнаженной в одной из галерей манхэттенского Сохо и исследуя собственное тело сантиметр за сантиметром при помощи маленького зеркальца в «Зеркальном досмотре». Джонас признавалась, что ей было страшно делать «Зеркальный досмотр», но страх — прекрасное побуждение к действию. Она повторила этот перформанс для видео, на сей раз используя более крупное зеркало, из-за чего зрители невольно в отражении видели себя, в то время как ее тело попадало в их поле зрения лишь частично.

Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.  Фото: архив Джоан Джонас
Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.
Фото: архив Джоан Джонас

Джонас активно использует в творчестве эффект удвоения, и настоящее зеркало художницы — видео­монитор. Купив в 1972 году компактную систему для записи видео Sony Portapak, она сняла на нее свое первое автономное видео «Визуальная телепатия Органик Хани». В его центре — сама Джонас и ее альтер-эго Органик Хани — скрывающаяся под маской женщина-кукла, воплощение искусственности, маскарада и нарциссизма.

На художницу оказали сильное влияние театр кабуки и театр но, вдохновившие ее на использование масок, а также сложных физических и вокальных движений. В таких фильмах, как «Двойные лунные кролики» (2011), заметно влияние волшебных сказок и древних саг.

У Джонас было множество ретроспектив, в том числе в Тейт Модерн в 2018 году, но «Доброй ночи доброе утро» стала самой полной из них, а еще в нее вошла настолько новая работа, что ее даже не успели включить в каталог. «Потрогать звук» — посвящение морскому биологу Дэвиду Груберу. Инсталляция состоит из трех соединенных коробок с экранами, каждая из которых снабжена скамейкой, вместе они напоминают карусель на детской площадке. На одном из экранов Малкольм, 16-летний сын джазового пианиста Джейсона Морана, танцует перед водной гладью; видео обрывается и переключается на Джонас, стоящую на залитой дождем палубе и читающую стихотворение Пабло Неруды. Во втором видео мы наблюдаем кита, спящего под водой, пока Джонас не входит в кадр и не начинает рисовать китов синим мелком, а экран за ней заполняют искрящиеся рыбы. И если вдруг для вас это недостаточно ослепительно, в третьей коробке появляется стадо кашалотов, поддерживающих свою внучку и дочь в ее долгих родах. Они находятся рядом, когда новорожденный внезапно плюхается на голову матери; сопровождающий процесс щелкающий звук — это речь китов.

Музей современного искусства (МоМА)
«Джоан Джонас. Доброй ночи доброе утро»
До 6 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+