18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Джоан Джонас: как прожить жизнь со скоростью ветра

Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.  Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
Джоан Джонас и Джейсон Моран. Выступление в рамках выставки «Джоан Джонас: спокойной ночи, доброе утро» в Музее современного искусства, Нью–Йорк.
Фото: Maria Baranova/The Museum of Modern Art, New York
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Ретроспектива 87-летней пионерки видео-арта от начала и до конца проникнута ощущением детского изумления перед миром и одновременным осознанием того факта, что этот удивительный мир находится под угрозой

В залах на верхнем этаже нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) стены и дополнительные перегородки выкрасили в матовый черный или серый, а светившие мертвящим светом подвесные лампы отправили на склад. Взамен зрители получили четкость, жизненно необходимую для понимания того, как многочисленные компоненты многослойного искусства Джоан Джонас соединяются в живом перформансе — и в сознании.

Дизайн Хироко Исикавы разработан в тесном сотрудничестве с художницей и с куратором выставки Аной Яневски. Выстроенная хронологически, но, в сущности, и тематически экспозиция прослеживает эволюцию Джонас от ранних опытов бодипозитивного перформанса и первых экспериментов с новыми технологиями до сложных фантасмагорических наблюдений за миром природы, который меняется до неузнаваемости или вовсе исчезает и уносится, как песчинки в порывах ветра в работе, которая называется, конечно же, «Ветер». Этот короткометражный черно-белый фильм 1965 года открывает выставку. Джонас сняла «Ветер» на 16-миллиметровую пленку на зимнем побережье Лонг-Айленда. Вместе с друзьями она упорно выполняет прописанные заранее действия на сильном ветру, раз за разом вылетая из кадра под его порывами, только чтобы вернуться несколько секунд спустя с новым набором движений и поз.

Время от времени художница работала с камерой и со своим самым надежным реквизитом — зеркалом — соло. Для ее первого перформанса «Оад Лау» (1968) Джонас пришила небольшие зеркала к костюму. В 1970-е, когда одной из центральных тем феминистской повестки стал «мужской взгляд», она перевернула его, стоя обнаженной в одной из галерей манхэттенского Сохо и исследуя собственное тело сантиметр за сантиметром при помощи маленького зеркальца в «Зеркальном досмотре». Джонас признавалась, что ей было страшно делать «Зеркальный досмотр», но страх — прекрасное побуждение к действию. Она повторила этот перформанс для видео, на сей раз используя более крупное зеркало, из-за чего зрители невольно в отражении видели себя, в то время как ее тело попадало в их поле зрения лишь частично.

Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.  Фото: архив Джоан Джонас
Джоан Джонас. Out Takes: что принесло штормом. Кадр из перформанса. 2019–2023.
Фото: архив Джоан Джонас

Джонас активно использует в творчестве эффект удвоения, и настоящее зеркало художницы — видео­монитор. Купив в 1972 году компактную систему для записи видео Sony Portapak, она сняла на нее свое первое автономное видео «Визуальная телепатия Органик Хани». В его центре — сама Джонас и ее альтер-эго Органик Хани — скрывающаяся под маской женщина-кукла, воплощение искусственности, маскарада и нарциссизма.

На художницу оказали сильное влияние театр кабуки и театр но, вдохновившие ее на использование масок, а также сложных физических и вокальных движений. В таких фильмах, как «Двойные лунные кролики» (2011), заметно влияние волшебных сказок и древних саг.

У Джонас было множество ретроспектив, в том числе в Тейт Модерн в 2018 году, но «Доброй ночи доброе утро» стала самой полной из них, а еще в нее вошла настолько новая работа, что ее даже не успели включить в каталог. «Потрогать звук» — посвящение морскому биологу Дэвиду Груберу. Инсталляция состоит из трех соединенных коробок с экранами, каждая из которых снабжена скамейкой, вместе они напоминают карусель на детской площадке. На одном из экранов Малкольм, 16-летний сын джазового пианиста Джейсона Морана, танцует перед водной гладью; видео обрывается и переключается на Джонас, стоящую на залитой дождем палубе и читающую стихотворение Пабло Неруды. Во втором видео мы наблюдаем кита, спящего под водой, пока Джонас не входит в кадр и не начинает рисовать китов синим мелком, а экран за ней заполняют искрящиеся рыбы. И если вдруг для вас это недостаточно ослепительно, в третьей коробке появляется стадо кашалотов, поддерживающих свою внучку и дочь в ее долгих родах. Они находятся рядом, когда новорожденный внезапно плюхается на голову матери; сопровождающий процесс щелкающий звук — это речь китов.

Музей современного искусства (МоМА)
«Джоан Джонас. Доброй ночи доброе утро»
До 6 июля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+