18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Зоя Богуславская: жизнь как роман, выставка как подарок

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Прожить жизнь так, чтобы побывать на выставке, посвященной твоему столетию, — это надо постараться. Жена великого поэта, которая никогда не была тенью мужа: невероятная судьба Зои Богуславской — тема юбилейной экспозиции в Центре Вознесенского

Ярчайшая героиня советской официальной культуры, писатель, театральный и литературный критик, куратор, почетный член Российской академии художеств Зоя Богуславская — это Лиля Брик и Елена Булгакова в одном флаконе. С первой Зоя Борисовна созвучна своей неукротимой энергией, со второй — преданностью мужу: ее судьбоносную роль в биографии и в сохранении памяти Андрея Вознесенского (1933–2010) трудно переоценить.

Сам факт, что Зоя Борисовна дожила до потрясающего воображение 100-летнего юбилея, много говорит о ее витальности. «Ум у меня вполне сохранился, особенно когда что-то касается решений быстрых — как вырулить из какой-то сложности. Пока держусь крепко», — не без иронии говорит она.

Зоя Богуславксая. 60-е.  Фото: личный архив Зои Богуславской
Зоя Богуславксая. 60-е.
Фото: личный архив Зои Богуславской

Их судьбоносная встреча с Вознесенским произошла в 1961 году, в Доме творчества «Переделкино». У него только что вышли два первых сборника — «Парабола» и «Мозаика», и он был наимоднейшим поэтом, даже отправленным с выступлениями в США. Она — театровед, кандидат наук, сотрудник «Мосфильма», заведующая отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям, наконец, мама десятилетнего сына и жена доктора технических наук, лауреата Сталинской премии Бориса Кагана (1918–2013). Она не хотела ничего в жизни менять. А Вознесенский безумно влюбился, чему памятником стала поэма «Оза» (1964), которую Зоя Борисовна и сегодня цитирует наизусть, прибавляя при этом, что «не переносит пафоса» и что состояние Вознесенского тогда было «жутким делом». В поэме есть строки о ее «неумолимых льдистых зрачках» и о его «безысходности».

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева

В 1964-м они поженились и оставались вместе 46 лет. Супруги вели жизнь, о которой большинство могло только мечтать, — с командировками по всему миру и «встречами с интересными людьми», от Марка Шагала и Жаклин Кеннеди до Жака Ширака и Хулио Кортасара. Позднее из воспоминаний об этих встречах родятся ее книги, выставки, телепередачи. Знающая несколько языков Зоя отнюдь не была тенью мужа: она создала Ассоциацию женщин-писательниц сначала в России, а потом во Франции, читала лекции в западных университетах, участвовала в международных книжных ярмарках. Созданное ею амплуа просвещенной советской писательницы-феминистки, равноправного партнера гениального поэта было принято на ура. В постперестроечное время Зоя Борисовна нашла себе новое дело — создала первую негосударственную премию «Триумф» (1991–2010), чью важность нам только предстоит оценить.

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева

Ее последний «подвиг Геракла» — открытие в 2018 году Центра Андрея Вознесенского. Особняк в Замоскворечье для этих целей купил за $9 млн и подарил Богуславской ее сын — миллиардер Леонид Богуславский. Место было выбрано не случайно: Вознесенский вырос в Замоскворечье, здесь же произошла его судьбоносная встреча с Борисом Пастернаком.

Этапы большого пути нашли отражение на юбилейной выставке. Ее кураторами выступили Диана Джангвеладзе и Елизавета Спиваковская, а автором концепции и художником — Алексей Трегубов (автор дизайна выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в ГТГ в 2020 году).

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева

Повествование начинается с конца: экспозиция выстроена по годам в обратном хронологическом порядке. Первые залы посвящены Центру Вознесенского, его появлению и наиболее важным проектам за шесть лет существования. Далее посетители переходят к блоку о семейном союзе Зои Борисовны и Андрея Андреевича, их международных поездках, работе. Рассказывает выставка и о юношестве и детстве героини, даже о ее службе медсестрой в военном передвижном госпитале во время Великой Отечественной войны. В экспозиции воспроизведены интерьеры любимого дома в Переделкине. Есть и инсталляция в виде части салона самолета — отсылка к путешествиям пары. «Жизнь моя всегда была веселая, нарядная и счастливая, мне всегда помогало чувство юмора», — говорит Зоя Богуславская. Выставка поднимает настроение хотя бы в силу жизнелюбия ее главного персонажа. 

Центр Вознесенского
«Всегда Зоя. Выставочный роман»
До 28 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+