18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Зоя Богуславская: жизнь как роман, выставка как подарок

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Прожить жизнь так, чтобы побывать на выставке, посвященной твоему столетию, — это надо постараться. Жена великого поэта, которая никогда не была тенью мужа: невероятная судьба Зои Богуславской — тема юбилейной экспозиции в Центре Вознесенского

Ярчайшая героиня советской официальной культуры, писатель, театральный и литературный критик, куратор, почетный член Российской академии художеств Зоя Богуславская — это Лиля Брик и Елена Булгакова в одном флаконе. С первой Зоя Борисовна созвучна своей неукротимой энергией, со второй — преданностью мужу: ее судьбоносную роль в биографии и в сохранении памяти Андрея Вознесенского (1933–2010) трудно переоценить.

Сам факт, что Зоя Борисовна дожила до потрясающего воображение 100-летнего юбилея, много говорит о ее витальности. «Ум у меня вполне сохранился, особенно когда что-то касается решений быстрых — как вырулить из какой-то сложности. Пока держусь крепко», — не без иронии говорит она.

Зоя Богуславксая. 60-е.  Фото: личный архив Зои Богуславской
Зоя Богуславксая. 60-е.
Фото: личный архив Зои Богуславской

Их судьбоносная встреча с Вознесенским произошла в 1961 году, в Доме творчества «Переделкино». У него только что вышли два первых сборника — «Парабола» и «Мозаика», и он был наимоднейшим поэтом, даже отправленным с выступлениями в США. Она — театровед, кандидат наук, сотрудник «Мосфильма», заведующая отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям, наконец, мама десятилетнего сына и жена доктора технических наук, лауреата Сталинской премии Бориса Кагана (1918–2013). Она не хотела ничего в жизни менять. А Вознесенский безумно влюбился, чему памятником стала поэма «Оза» (1964), которую Зоя Борисовна и сегодня цитирует наизусть, прибавляя при этом, что «не переносит пафоса» и что состояние Вознесенского тогда было «жутким делом». В поэме есть строки о ее «неумолимых льдистых зрачках» и о его «безысходности».

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева

В 1964-м они поженились и оставались вместе 46 лет. Супруги вели жизнь, о которой большинство могло только мечтать, — с командировками по всему миру и «встречами с интересными людьми», от Марка Шагала и Жаклин Кеннеди до Жака Ширака и Хулио Кортасара. Позднее из воспоминаний об этих встречах родятся ее книги, выставки, телепередачи. Знающая несколько языков Зоя отнюдь не была тенью мужа: она создала Ассоциацию женщин-писательниц сначала в России, а потом во Франции, читала лекции в западных университетах, участвовала в международных книжных ярмарках. Созданное ею амплуа просвещенной советской писательницы-феминистки, равноправного партнера гениального поэта было принято на ура. В постперестроечное время Зоя Борисовна нашла себе новое дело — создала первую негосударственную премию «Триумф» (1991–2010), чью важность нам только предстоит оценить.

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева

Ее последний «подвиг Геракла» — открытие в 2018 году Центра Андрея Вознесенского. Особняк в Замоскворечье для этих целей купил за $9 млн и подарил Богуславской ее сын — миллиардер Леонид Богуславский. Место было выбрано не случайно: Вознесенский вырос в Замоскворечье, здесь же произошла его судьбоносная встреча с Борисом Пастернаком.

Этапы большого пути нашли отражение на юбилейной выставке. Ее кураторами выступили Диана Джангвеладзе и Елизавета Спиваковская, а автором концепции и художником — Алексей Трегубов (автор дизайна выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в ГТГ в 2020 году).

Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в  Центре Вознесенского.  Фото: Анастасия Соболева
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознесенского.
Фото: Анастасия Соболева

Повествование начинается с конца: экспозиция выстроена по годам в обратном хронологическом порядке. Первые залы посвящены Центру Вознесенского, его появлению и наиболее важным проектам за шесть лет существования. Далее посетители переходят к блоку о семейном союзе Зои Борисовны и Андрея Андреевича, их международных поездках, работе. Рассказывает выставка и о юношестве и детстве героини, даже о ее службе медсестрой в военном передвижном госпитале во время Великой Отечественной войны. В экспозиции воспроизведены интерьеры любимого дома в Переделкине. Есть и инсталляция в виде части салона самолета — отсылка к путешествиям пары. «Жизнь моя всегда была веселая, нарядная и счастливая, мне всегда помогало чувство юмора», — говорит Зоя Богуславская. Выставка поднимает настроение хотя бы в силу жизнелюбия ее главного персонажа. 

Центр Вознесенского
«Всегда Зоя. Выставочный роман»
До 28 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+