18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка, посвященная множественности квадратов, пройдет в «ГЭС-2»

Энтони Гормли. «Уровень». 2010.  Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж
Энтони Гормли. «Уровень». 2010.
Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж

Кураторами проекта, в котором в диалог с произведениями ключевых художников ХХ века вступают работы предшественников и последователей, стали Зельфира Трегулова и Франческо Бонами

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2», приглашенными кураторами которой выступили Франческо Бонами и Зельфира Трегулова, откроется в Доме культуры «ГЭС-2» 20 июня.

Казимир Малевич. «Четыре квадрата». 1915. Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Казимир Малевич. «Четыре квадрата». 1915.
Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

В этом крупном международном проекте будут представлены произведения важнейших художников ХХ столетия, их дополнят работы авторов XIX века и наших современников. В их числе — метафизическая «Свеча» (1982) Герхарда Рихтера, кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) Пабло Пикассо, «Эскиз к портрету» (1953) Фрэнсиса Бэкона, а также произведения Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Энди Уорхола. Тон всей экспозиции задает авторское повторение «Черного квадрата» (около 1923) Малевича.

«Выставка „Квадрат и пространство“ рассказывает о главных художественных инновациях XX века и огромной роли отечественного искусства в этом процессе. Точкой отсчета становится прорывной „Черный квадрат“ Малевича, оказавший огромное влияние на все мировое искусство, а завершает экспозицию одна из лучших работ Ильи Кабакова, создавшего концепцию тотальной инсталляции. От плоскости холста с черным квадратом до погружения в пространство архитектуры „ГЭС-2“ и пребывания внутри артефакта — таков путь, по которому пройдет зритель», — рассказывает Зельфира Трегулова о проекте.

Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C. Фото: Юрий Пальмин
Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C.
Фото: Юрий Пальмин

Само здание Дома культуры «ГЭС-2» также станет полноценным участником выставки. «Реконструированное по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, оно оказывается одновременно и первым произведением, которое видит зритель, и фоном, контекстом всего проекта», — отмечают в «ГЭС-2».

По замыслу кураторов выставка соединит два сюжета. Первый расскажет о том, как пространство творчества постепенно разрастается от небольшого квадрата холста до масштабов здания. А также о том, как одна картина, та самая, второй век служит стимулом ко все новым открытиям.

Александр Родченко. «Чистый красный. Чистый желтый. Чистый синий». 1921.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Александр Родченко. «Чистый красный. Чистый желтый. Чистый синий». 1921.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Второй сюжет — это история взаимоотношений произведения и зрителя в последние полтора века, за которые работы художников из центра внимания постепенно сместились на периферию, став своего рода «рамкой для селфи». Малевич предсказывал подобные изменения, а архитектор Ренцо Пьяно задумал проект превращения дореволюционной электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
С 20 июня по 27 октября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+