18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставка, посвященная множественности квадратов, пройдет в «ГЭС-2»

Энтони Гормли. «Уровень». 2010.  Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж
Энтони Гормли. «Уровень». 2010.
Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж

Кураторами проекта, в котором в диалог с произведениями ключевых художников ХХ века вступают работы предшественников и последователей, стали Зельфира Трегулова и Франческо Бонами

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2», приглашенными кураторами которой выступили Франческо Бонами и Зельфира Трегулова, откроется в Доме культуры «ГЭС-2» 20 июня.

Казимир Малевич. «Четыре квадрата». 1915. Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Казимир Малевич. «Четыре квадрата». 1915.
Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

В этом крупном международном проекте будут представлены произведения важнейших художников ХХ столетия, их дополнят работы авторов XIX века и наших современников. В их числе — метафизическая «Свеча» (1982) Герхарда Рихтера, кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) Пабло Пикассо, «Эскиз к портрету» (1953) Фрэнсиса Бэкона, а также произведения Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Энди Уорхола. Тон всей экспозиции задает авторское повторение «Черного квадрата» (около 1923) Малевича.

«Выставка „Квадрат и пространство“ рассказывает о главных художественных инновациях XX века и огромной роли отечественного искусства в этом процессе. Точкой отсчета становится прорывной „Черный квадрат“ Малевича, оказавший огромное влияние на все мировое искусство, а завершает экспозицию одна из лучших работ Ильи Кабакова, создавшего концепцию тотальной инсталляции. От плоскости холста с черным квадратом до погружения в пространство архитектуры „ГЭС-2“ и пребывания внутри артефакта — таков путь, по которому пройдет зритель», — рассказывает Зельфира Трегулова о проекте.

Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C. Фото: Юрий Пальмин
Герхард Рихтер. «Свеча». 1982. Коллекция фонда V–A–C.
Фото: Юрий Пальмин

Само здание Дома культуры «ГЭС-2» также станет полноценным участником выставки. «Реконструированное по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, оно оказывается одновременно и первым произведением, которое видит зритель, и фоном, контекстом всего проекта», — отмечают в «ГЭС-2».

По замыслу кураторов выставка соединит два сюжета. Первый расскажет о том, как пространство творчества постепенно разрастается от небольшого квадрата холста до масштабов здания. А также о том, как одна картина, та самая, второй век служит стимулом ко все новым открытиям.

Александр Родченко. «Чистый красный. Чистый желтый. Чистый синий». 1921.  Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Александр Родченко. «Чистый красный. Чистый желтый. Чистый синий». 1921.
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

Второй сюжет — это история взаимоотношений произведения и зрителя в последние полтора века, за которые работы художников из центра внимания постепенно сместились на периферию, став своего рода «рамкой для селфи». Малевич предсказывал подобные изменения, а архитектор Ренцо Пьяно задумал проект превращения дореволюционной электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
С 20 июня по 27 октября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+