18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Искусство Константина Бранкузи выбралось на новые просторы

Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1907.  Фото: The Art Museum of Craiova, Roumanie
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1907.
Фото: The Art Museum of Craiova, Roumanie
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Более 120 скульптур временно переехали из мастерской Бранкузи, где они десятилетиями были расставлены в точном соответствии с завещанием мастера, в соседнее здание Центра Помпиду. Здесь до конца июня их можно увидеть в совершенно новой экспозиции

Константин Бранкузи (1876–1957) родился в румынском селе и научился вырезать по дереву раньше, чем читать и писать. Легенда гласит, что, выучившись на скульптора в Крайове и Бухаресте, в 1904 году честолюбивый молодой художник пешком добрался до Парижа, столицы модернизма. Огюст Роден увидел в нем потенциал и сделал своим ассистентом, но уже через месяц Бранкузи ушел из его мастерской, потому что, как он позже выразился, «в тени высокого дерева ничего не растет». В дальнейшем он отказался от лепки моделей из глины, которая была основной техникой Родена, в пользу непосредственной резьбы завораживающе упрощенных, почти абстрактных форм из дерева или камня — это был прорыв, определивший развитие скульптуры в ХХ веке.

Константин Бранкузи в своей мастерской. 1933 - 1934. Фото: Centre Pompidou, Mnam− Cci/Dist. Rmn-Gp
Константин Бранкузи в своей мастерской. 1933 - 1934.
Фото: Centre Pompidou, Mnam− Cci/Dist. Rmn-Gp

«Бранкузи не вписывается в рамки ни одного из движений и «измов» в искусстве», — говорит Ариан Кулондр, ведущий куратор большой ретроспективы художника, которая открылась весной в Центре Помпиду. «Не будучи сам абстракционистом, Бранкузи проложил путь для развития абстракции в скульптуре», — добавляет куратор. Скульптор создал сравнительно мало работ, в поисках совершенства постоянно возвращаясь к небольшому числу любимых мотивов: поцелуй, спящая голова, птица. Его влияние испытали такие разные художники, как Джефф Кунс, Саймон Старлинг и Пьер Юиг. И все же, несмотря на это огромное влияние, больших выставок Бранкузи за всю историю было раз, два — и обчелся. Отчасти это связано с тем, что, как объясняет Кулондр, его скульптуры крайне хрупки и их сложно перемещать.

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

В 1956 году, за год до смерти, скульптор завещал свою мастерскую Франции с условием, что ансамбль сохранят точно в том виде, в каком он его оставил. Застывшая во времени композиция из 137 скульптур и 87 сделанных специально под них пьедесталов хранится в Центре Помпиду почти полвека. В ­1990-е Ренцо Пьяно построил напротив центра отдельное здание для тщательно реконструированной мастерской Бранкузи. Но с прошлой осени она стоит закрытой: сначала часть работ отвезли в Румынию на выставку в Тимишоаре, а затем содержимое мастерской пересобрали в новом виде для грандиозной экспозиции в Центре Помпиду — она стала одной из последних выставок перед закрытием музея в 2025 году на пять лет на реновацию.

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

В состав выставки вошло более 120 скульптур и свыше 200 рисунков, фотографий и фильмов. В ее центре — мастерская Бранкузи, «захватывающее пространство, играющее ключевую роль для понимания его творческого процесса».

Дизайнер выставки Паскаль Родригес сделал первый зал «белым и ярко освещенным», чтобы «передать на физическом уровне шок, который испытывали посетители» необычного пространства, созданного Бранкузи в тупике Ронсен в монпарнасской колонии художников. Ман Рэй вспоминал, что был «впечатлен сильнее, чем в любом соборе», а Эзра Паунд описывал мастерскую как «целую вселенную формы».

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

По словам Ариан Кулондр, в зрелом возрасте Бранкузи избегал выставляться за пределами мастерской из-за реакции, которую вызывали его радикальные скульптуры. В ряду скандалов было даже судебное разбирательство с американским таможенным ведомством, предметом которого стал вопрос о том, является ли абстрактная бронза «Птица в пространстве» беспошлинным произведением искусства или «облагаемой налогом утварью». В 1928 году судьи неохотно признали, что искусство может «не только имитировать природные объекты, но и изображать абстрактные идеи».

Спустя век целая стая «Птиц в пространстве» заняла одно из центральных мест на выставке, а ее фоном стал вид на Париж с шестого этажа Центра Помпиду. Скандально известная фаллическая «Принцесса Х», снятая с экспозиции Салона независимых 1920 года по причине непристойности, украшает раздел, посвященный теме маскулинного и феминного в творчестве скульп­тора. 

Центр Помпиду
«Бранкузи»
До 1 июля

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+