18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Искусство Константина Бранкузи выбралось на новые просторы

Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1907.  Фото: The Art Museum of Craiova, Roumanie
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1907.
Фото: The Art Museum of Craiova, Roumanie
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Более 120 скульптур временно переехали из мастерской Бранкузи, где они десятилетиями были расставлены в точном соответствии с завещанием мастера, в соседнее здание Центра Помпиду. Здесь до конца июня их можно увидеть в совершенно новой экспозиции

Константин Бранкузи (1876–1957) родился в румынском селе и научился вырезать по дереву раньше, чем читать и писать. Легенда гласит, что, выучившись на скульптора в Крайове и Бухаресте, в 1904 году честолюбивый молодой художник пешком добрался до Парижа, столицы модернизма. Огюст Роден увидел в нем потенциал и сделал своим ассистентом, но уже через месяц Бранкузи ушел из его мастерской, потому что, как он позже выразился, «в тени высокого дерева ничего не растет». В дальнейшем он отказался от лепки моделей из глины, которая была основной техникой Родена, в пользу непосредственной резьбы завораживающе упрощенных, почти абстрактных форм из дерева или камня — это был прорыв, определивший развитие скульптуры в ХХ веке.

Константин Бранкузи в своей мастерской. 1933 - 1934. Фото: Centre Pompidou, Mnam− Cci/Dist. Rmn-Gp
Константин Бранкузи в своей мастерской. 1933 - 1934.
Фото: Centre Pompidou, Mnam− Cci/Dist. Rmn-Gp

«Бранкузи не вписывается в рамки ни одного из движений и «измов» в искусстве», — говорит Ариан Кулондр, ведущий куратор большой ретроспективы художника, которая открылась весной в Центре Помпиду. «Не будучи сам абстракционистом, Бранкузи проложил путь для развития абстракции в скульптуре», — добавляет куратор. Скульптор создал сравнительно мало работ, в поисках совершенства постоянно возвращаясь к небольшому числу любимых мотивов: поцелуй, спящая голова, птица. Его влияние испытали такие разные художники, как Джефф Кунс, Саймон Старлинг и Пьер Юиг. И все же, несмотря на это огромное влияние, больших выставок Бранкузи за всю историю было раз, два — и обчелся. Отчасти это связано с тем, что, как объясняет Кулондр, его скульптуры крайне хрупки и их сложно перемещать.

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

В 1956 году, за год до смерти, скульптор завещал свою мастерскую Франции с условием, что ансамбль сохранят точно в том виде, в каком он его оставил. Застывшая во времени композиция из 137 скульптур и 87 сделанных специально под них пьедесталов хранится в Центре Помпиду почти полвека. В ­1990-е Ренцо Пьяно построил напротив центра отдельное здание для тщательно реконструированной мастерской Бранкузи. Но с прошлой осени она стоит закрытой: сначала часть работ отвезли в Румынию на выставку в Тимишоаре, а затем содержимое мастерской пересобрали в новом виде для грандиозной экспозиции в Центре Помпиду — она стала одной из последних выставок перед закрытием музея в 2025 году на пять лет на реновацию.

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

В состав выставки вошло более 120 скульптур и свыше 200 рисунков, фотографий и фильмов. В ее центре — мастерская Бранкузи, «захватывающее пространство, играющее ключевую роль для понимания его творческого процесса».

Дизайнер выставки Паскаль Родригес сделал первый зал «белым и ярко освещенным», чтобы «передать на физическом уровне шок, который испытывали посетители» необычного пространства, созданного Бранкузи в тупике Ронсен в монпарнасской колонии художников. Ман Рэй вспоминал, что был «впечатлен сильнее, чем в любом соборе», а Эзра Паунд описывал мастерскую как «целую вселенную формы».

Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.  Фото: Centre Pompidou
Выставка «Бранкузи» в Центре Помпиду.
Фото: Centre Pompidou

По словам Ариан Кулондр, в зрелом возрасте Бранкузи избегал выставляться за пределами мастерской из-за реакции, которую вызывали его радикальные скульптуры. В ряду скандалов было даже судебное разбирательство с американским таможенным ведомством, предметом которого стал вопрос о том, является ли абстрактная бронза «Птица в пространстве» беспошлинным произведением искусства или «облагаемой налогом утварью». В 1928 году судьи неохотно признали, что искусство может «не только имитировать природные объекты, но и изображать абстрактные идеи».

Спустя век целая стая «Птиц в пространстве» заняла одно из центральных мест на выставке, а ее фоном стал вид на Париж с шестого этажа Центра Помпиду. Скандально известная фаллическая «Принцесса Х», снятая с экспозиции Салона независимых 1920 года по причине непристойности, украшает раздел, посвященный теме маскулинного и феминного в творчестве скульп­тора. 

Центр Помпиду
«Бранкузи»
До 1 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+