18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

«Охотники на привале» подготовились к путешествиям

Над «Охотниками на привале» трудились реставраторы Андрей Замков и Анна Тимошенкова.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Над «Охотниками на привале» трудились реставраторы Андрей Замков и Анна Тимошенкова.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Реставрация картины Перова прошла в преддверии открытия филиала Третьяковской галереи в Самаре. Уменьшение толщины слоев лака, которые были когда-то нанесены поверх авторского, позволило вернуть изображению подлинность красок и отчетливость деталей

Открытие филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре, в здании легендарной конструктивистской фабрики-кухни завода имени Масленникова (ее реставрация велась с 2019 года), все откладывается и откладывается. Сначала речь шла о конце 2023-го, затем о середине мая текущего года, потом возникли сомнения насчет этой даты, потом они были опровергнуты… Однако безусловно известно, каким именно проектом филиал откроется — выставкой под названием «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Ее идея, сформулированная еще при предыдущем директоре музея, Зельфире Трегуловой, тесно связана с оригинальным предназначением здания — фабрики-кухни, утопического конвейера с непрерывным циклом производства и потребления еды.

В преддверии вернисажа галерея угощает нас закусками к этому сюжету. В числе новостей — известие о том, что завершена реставрация одной из картин, которые на выставку привезут из Москвы. Речь идет о хрестоматийном полотне Василия Перова «Охотники на привале» (1871). Оно было осмотрено задолго до вывоза в Самару, и реставраторы пришли к выводу, что хорошо бы им этим произведением заняться, тем более что оставшееся время позволяло.

Исследования показали, что, помимо тонкого нижнего авторского лака, на картине есть еще несколько слоев с загрязнениями.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Исследования показали, что, помимо тонкого нижнего авторского лака, на картине есть еще несколько слоев с загрязнениями.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Изучение сохранности картины, состава лака, а также архивных материалов о предыдущих реставрациях позволило составить план необходимых работ. Результаты проб, взятых отделом комплексных исследований, показали, что, помимо тонкого нижнего авторского лака, на картине есть еще несколько слоев с загрязнениями. В музее приняли решение об очистке полотна, ведь такое многослойное помутнение приводит к колористическому и тональному искажению авторского замысла.

Утоньшать лак решили составом в виде геля, нанесенным на специальные салфетки. Этот способ был успешно освоен в мастерской научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала XX века Третьяковской галереи под руководством Андрея Голубейко (лауреата Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация», а также Государственной премии). Его уже применяли при реставрации полотен Николая Ге, Ильи Репина, Константина Флавицкого и других современников Перова, и метод доказал, что он дает возможность максимально эффективно сохранить авторскую живопись, при этом позволяя сберечь изначальный, авторский слой лака, нанесенный на полотно самым первым.

Над «Охотниками на привале» трудились реставраторы Андрей Замков и Анна Тимошенкова. Как сообщают в ГТГ, картине удалось вернуть первоначальные краски: «Серое небо обрело привычное для средней полосы России белесое утреннее свечение, стали более заметными очертания снежинок, открылась синева пейзажа заднего плана». После снятия потемневшего лака стало видно ружье за спиной главного рассказчика, раскрылся глаз собаки, выглядывающей из зарослей. Среди других проявившихся деталей — глина на подошвах обуви, дырочки в шляпе егеря, пробитые случайным выстрелом дробовика.

Утончение слоев лака с загрязнениями велось при помощи геля, нанесенного на салфетки.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Утончение слоев лака с загрязнениями велось при помощи геля, нанесенного на салфетки.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Помимо этих изменений, заметных невооруженным глазом, также были проведены работы скрытые, но крайне важные для сохранности полотна: укреплены отставания красочного слоя, усилены авторские кромки, местами подведены реставрационные кромки. Вдобавок, с учетом предстоящей «гастроли», для картины был изготовлен новый подрамник, благодаря которому она сможет лучше переносить путешествия в будущем. А их, видимо, будет немало: кроме филиала в Самаре в этом году планируется открытие отделения в Калининграде, затем последует здание во Владивостоке, то есть количество перемещений шедевров из Третьяковской галереи по всей стране должно значительно вырасти. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+