18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Художники и их зрители: путешествие из Орла в Москву

Работа Милы Гавриловой «Пейзаж с борщевиком Сосновского». Фото: Не Галерея
Работа Милы Гавриловой «Пейзаж с борщевиком Сосновского».
Фото: Не Галерея
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Есть ли современное искусство в Орле? И если есть, то нужно ли оно кому-то в самом городе и за его пределами? Выставка в «Фабрике» — интересный результат экспедиции куратора Ирины Семкиной в Орел — город, почти не освоенный современным искусством

Выставка «Орловский авангард», для которой свои залы предоставил Центр творческих индустрий «Фабрика», завершает собой большое исследование, проведенное в Орле куратором Ириной Сёмкиной. Она решила экспериментально ответить на вопрос, «есть ли место современному искусству в музее». В Москве будет показана тотальная инсталляция из работ художников, которые были обнаружены в ходе исследования. Ее дополняет документальный архив по изучению художественной среды, собранный куратором.

Работа Светланы Мухиной «Странная женщина» - вышивка по текстилю.  Фото: Не Галерея
Работа Светланы Мухиной «Странная женщина» - вышивка по текстилю.
Фото: Не Галерея

Орел был выбран как пример города, никак не освоенного современным искусством — как минимум с первого взгляда. Ирина Сёмкина организовала там временную площадку под названием «НеГалерея», пригласила художников «не реалистического» направления и провела ряд выставок. Она работала абсолютно со всеми, используя традиционные музейные методы, и параллельно читала лекции для зрителей, проводила опросы, а также пыталась коммуницировать с художественными институциями традиционного направления.

По результатам этой работы можно написать социальный роман, в котором будут и реакция местного Союза художников на появление «конкурентов», и нежелание актуальных художников, в свое время вырвавшихся из Орла, ассоциироваться с этим городом, и, наконец, отношение зрителей, оказавшихся самыми что ни на есть благодарными.

Они, по результатам опроса, готовы поддержать создание в городе музея современного искусства — даже те, кто ставил галочку в клетке «современное искусство — пока не мое». За четыре месяца работы «НеГалереи» через нее прошло 3 тыс. человек, а самым востребованным направлением было образовательное — лекции, посвященные авангардному искусству ХХ века.

На выставке будет много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая. Фото: Не Галерея
На выставке будет много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.
Фото: Не Галерея

Из 25 художников, с которыми Сёмкина работала в Орле, на московской выставке покажут полтора десятка. «Работы демонстрируют огромное различие в техниках, — рассказывает куратор, — и даже выбор медиумов нередко оказывается результатом взаимодействия актуальных художников с местным „музейным“ контекстом. Кто-то работает с керамикой, чтобы избежать конфронтации с „традиционной живописью“. Кто-то уходит в текстиль, кто-то делает огромные инсталляции из картона». На выставке будет саунд-арт и видео-арт, а еще много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.

Смогут ли они — и другие современные художники из Орла — еще когда-нибудь увидеть свои работы на больших музейных выставках или им место сугубо в андерграунде? «Мы никак не перешагнем этот порог лояльности к актуальному, мы заложники застывших стереотипов восприятия современного искусства», — к такому выводу приходит Ирина Сёмкина по итогам эксперимента. Вывод невеселый, соглашаться с ним или нет — на этот вопрос сразу и не ответишь, но «Орловский авангард» по крайней мере дает посетителям интересную почву для размышлений.

В параллельной программе выставки пройдут дискуссии о формате кураторских экспедиций как способе изучения регионального художественного ресурса, о роли куратора «в стерильном художественном ландшафте» и о формировании аудитории современного искусства.  

Центр творческих индустрий «Фабрика»
«Орловский авангард»
17 мая – 30 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+