18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дмитрий Володин: «Самое важное, что и нижегородцы, и гости испытывали радость, что ярмарка случилась»

Дмитрий Володин.  Фото: Наталья Ганичева
Дмитрий Володин.
Фото: Наталья Ганичева
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

В Нижнем Новгороде 17–19 мая пройдет вторая ярмарка графики «Контур». В этом году галерей-участниц стало больше, появились неожиданные спецпроекты. Мы поговорили с сооснователем ярмарки — коллекционером старых мастеров, отельером Дмитрием Володиным

Вы известны в Нижнем Новгороде своей коллекцией старой западноевропейской живописи. Как получилось, что год назад вы запустили ярмарку современной графики «Контур»?

На ужине после превью ярмарки blazar директор «Гаража» Антон Белов мне сказал: «Вот надо же в Нижнем что-то сделать». Я вспомнил свои впечатления от Cалона рисунка в Париже. Графика всегда является Золушкой. В то же время графика — это то, с чего человек может начать путь в коллекционировании. И вот, в начале апреля прошлого года, мы с Майей Ковальски (она мой большой друг и партнер) при советах господина Белова и поддержке еще разных людей сели и решили, что нужно сделать ярмарку. И — вы будете удивлены — с момента решения и рассылки писем галереям до открытия прошло ровно 40 дней.

Я очень благодарен всем. Первая ярмарка — и 30 галерей со всей России! В этом году их уже 40. И даже галереи первого ряда (Anna Nova, Ovcharenko), которые в прошлом году не смогли участвовать, в этом году будут. Майя Ковальски занимается отбором галерей. Нам важно, что галерея может представить, как она будет выглядеть. На первой ярмарке у нас было много некоммерческих проектов. Мы пригласили Нижегородскую гравюрную мастерскую, которая привезла станок, и многие впервые увидели, как печатаются гравюры.

Вам важно, чтобы искусство на ярмарке было доступным, с низким порогом «входа»? Каков вообще ценовой диапазон ярмарки?

Графика в целом дешевле живописи. Я говорю галереям: «Несмотря на ваш статус и уровень цен, вы приезжаете в региональный город — пожалуйста, не стесняйтесь показывать то, что вы, допустим, иногда дарите своим коллекционерам, или еще что-то». В день превью галерист Вера Погодина, которая следовала моему совету, ходила и потирала руки, довольная количеством продаж. Были покупки и в другом ценовом диапазоне. Графика Никиты Алексеева стоит от €1,2 тыс. Катя Ираги, которая представляет его творчество, увезла пустые папки: всё купили. Но вы правы: для нас было важно, чтобы человек мог приобрести работу за 20 тыс. руб. Это такое вовлечение в искусство.

Ярмарка «Контур» прошла в первый раз в 2023 году, она заняла парковку нижегородского отеля Sheraton.  Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «КОНТУР»
Ярмарка «Контур» прошла в первый раз в 2023 году, она заняла парковку нижегородского отеля Sheraton.
Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «КОНТУР»

Вы знаете, например, какая из проданных в прошлом году работ была самой дорогой?

Были работы, проданные за 1 млн руб. У нас есть художественный совет. Мы прошли все галереи, были отобраны пять работ, и я, как соучредитель ярмарки, должен был найти людей (условно, новых меценатов), которые подарят эти работы Нижегородскому художественному музею. Я знаю, что у директора музея Романа Жукарина был определенный скепсис по этому поводу. В итоге было подарено семь работ. Первая из отобранных — это «Советская культура» Юрия Аввакумова с башней Татлина. Аввакумов приехал и подарил еще дополнительные работы. Гоша Острецов был приобретен меценатами, это стоило около €5 тыс. Самое важное, что и нижегородцы, и гости испытывали радость, что ярмарка случилась. И чтобы хоть как-то проявить благодарность галеристам, я всех лично пригласил на показ оперы «Кармен» в нижегородском театре.

Крупные ярмарки заботятся о том, чтобы пригласить, соблазнить, привезти коллекционеров. Вы предприняли какие-то усилия, чтобы в Нижний приехали наши ведущие коллекционеры?

Нижегородская художественная жизнь интересна и коллекционерам, и московским и питерским художественным клубам, сообществам, и, как это говорят, «бедным богатым девочкам». Да, действительно, я многих приглашал лично. Из семи работ, которые мы подарили музею, четыре были оплачены нижегородцами и три — гостями города. Музей предложил для этой акции название «Новые времена, новые меценаты». Он очень давно не получал ничего в дар. И я не думаю, что наши государственные комиссии когда-нибудь отобрали бы работу Гоши Острецова или Тимофея Ради, Юрия Аввакумова или Никиты Алексеева. Понимаете, да? И почему мы пригласили художественный совет, в который входили Анна Марковна Гор, Марина Лошак, Зельфира Трегулова, коллекционеры Денис Химиляйне и Сергей Лимонов, а ни я, ни Майя не входили? Потому что у них у каждого свой взгляд, который определяет, что такое современное искусство вчера и сегодня, а возможно, и завтра.

Есть ли у вас какие-то ограничения для экспонентов?

Мы с самого начала приняли решение, что на ярмарку могут приходить дети, и ограничения в связи с этим присутствуют. Конечно же, работы более, скажем так, сложного толка у галеристов были. Но есть стенд, а есть папки для знатоков. В этом году мы хотим пойти дальше и сделать проект «Большой номер» или «Взрослый рум», в котором представим японскую графику начала ХХ века. А японская графика начала века — это не только капли дождя на реке. Это будет отдельное пространство, куда просто так попасть будет невозможно.

Что еще интересного в программе грядущей ярмарки?

Каждый день будет минимум два мероприятия. В Арсенале откроется выставка Валерия Кошлякова, эскизы к постановке в нашем оперном театре, и это тоже графика. В это же время в Пакгаузах будет открытие выставки про русскую ярмарку, которую задумал Аркадий Ипполитов и сделала Зельфира Трегулова.

Ярмарка «Контур» прошла в первый раз в 2023 году, она заняла парковку нижегородского отеля Sheraton.  Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «КОНТУР»
Ярмарка «Контур» прошла в первый раз в 2023 году, она заняла парковку нижегородского отеля Sheraton.
Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «КОНТУР»

Собираетесь ли вы привлекать зарубежные галереи или это чисто российский проект?

Пока российский. У нас нет этой цели сегодня, но мы открыты к сотрудничеству. И мы понимаем, что, возможно, иностранная галерея не может выступить сама, но может выступить какой-то ее российский партнер. Тем более что в Нижнем Новгороде летом пройдет совещание министров иностранных дел стран БРИКС, а это самые развивающиеся в художественном плане рынки.

Ярмарка проходит на парковке принадлежащего вам отеля Sheraton. Откуда такое экзотическое решение? В городе нет других мест для проведения подобных мероприятий?

Это новое пространство, и это независимость. Для нас важно сохранить качество, свой отбор. Конечно, независимость подразумевает большую ответственность. В прошлом году у нас не было ни одного спонсора. Когда в день перед превью цветочный спонсор сказал: «Знаете, я плохо себя чувствую, я не приеду», я поехал к себе на дачу и — бабушка бы убила — обрезал всю сирень. В этом году мы усложнили логотип и в него добавили сирень.

Почему вы решили коллекционировать именно западноевропейские портреты XVII–XVIII веков? Где вы брали эти работы?

Для меня в любом портрете персонаж важнее автора. В России западноевропейских портретов и в государственных коллекциях мало. И мы не знаем персонажей. Мы можем знать автора, но не знаем героя. Был период, когда европейский художественный рынок старого искусства был переполнен подобными вещами. Когда была возможность поездить по миру, я стал понимать, что русская портретная школа сформировалась под воздействием европейского искусства.

Французская школа XVII в. «Торговка кореньями».   Фото: архив Дмитрия Володина
Французская школа XVII в. «Торговка кореньями».
Фото: архив Дмитрия Володина

В некоторых интервью вы говорили, что у вас нет первых имен. Это так?

Действительно, в части интервью я говорю, что у меня нет первых имен. Но у меня есть Антонис ван Дейк. Это первое имя? «Святой Петр». У меня есть «Мужской портрет» Томаса Гейнсборо. Что-то покупалось в западных галереях и на аукционах в тот период, когда русское искусство было в десятки раз дороже западного. Я помню, когда на Drouot можно было купить небольшой натюрморт Константина Коровина за €6–7 тыс., и помню, когда уже за €40 тыс. А между этими цифрами прошло семь лет! Я не хотел участвовать в этом буме на «Родную речь». Каждый выбирает то, что ему интересно. И в портретной живописи мне всегда персонаж интересен.

Если вам так интересны эти герои, вы о них, может быть, наводите какие-то справки?

Это убитые ночи. Когда ты изучаешь предмет перед покупкой, ты начинаешь вникать во все, что публиковалось. Я могу очнуться в пять утра с двумя компьютерами на коленях. Например, есть такой художник Михил Янс ван Миревелт. Картина «Зимняя королева». Там ни зимы, ничего подобного нет. Это портрет молодой женщины в жемчугах, в рубинах, с перьями. Работ ван Миревелта в России очень мало, потому что это был художник при английском дворе периода Якова I (он же Яков IV). Это сын Марии Стюарт, которого в три года Елизавета I назначила преемником, хотя он был сыном ее сводной сестры, которую она казнила. У него будет дочь — Елизавета Стюарт. Она выйдет замуж 14 февраля за пфальцского герцога. Шекспир подарит ей на свадьбу пьесу «Буря». Через полгода они с супругом станут королем и королевой Богемии. Через шесть месяцев будет мятеж, и, как протестанты, они будут вынуждены уехать из Чехии в Гаагу. Знаменитая галерея в Гааге построена на фундаменте дома, где она проживет еще 25 лет, родит шестерых детей. Она умрет 14 февраля, в день Святого Валентина. И вся европейская знать будет звать ее Зимней королевой. Потому что в Голландии в это время были очень снежные зимы. Кстати, когда мы слышим: «Елизавета Стюарт», — у нас иногда срабатывает: «Ой, он, наверное, ошибся! Это Мария Стюарт». Нет, это ее внучка.

Очень интересно. Вы продолжаете эту коллекцию? Примерно сколько у вас сейчас работ?

Портретов чуть больше 100. Продолжать это в сегодняшней ситуации невозможно, потому что мы ограничены в европейских и американских покупках, а на российском рынке либо очень дорого, либо неинтересно.

Филипп Мерсье. «Школа для девочек».  Фото: архив Дмитрия Володина
Филипп Мерсье. «Школа для девочек».
Фото: архив Дмитрия Володина

Нижний Новгород знаменит своей современной арт-сценой. Это и паблик-арт, и такие проекты, как студия «Тихая». Поддерживаете ли вы своих?

Есть «Тихая», есть Центр современного искусства «Терминал А», есть граффити-команда Bomse, есть галерея «9Б». Не секрет, что в Sheraton в каждом номере висит гравюра резидента «Тихой» Антона Морокова. Больше 200 гравюр мы у него купили. А ведь существовало еще неформальное объединение художников «Черный пруд», 30 лет назад, и они тоже были вне официального искусства. В Арсенале проходила прекрасная выставка «Свежий слой», посвященная молодым художникам. Мне кажется, появление Арсенала в Нижнем как центра современного искусства обнадежило тех людей, которые хотели этому посвятить свою жизнь.

Чем вы особенно гордитесь как коллекционер современного искусства?

Работой Виталия Пушницкого «Клуб коллекционеров». Она висит у меня в гостиной, и вся моя семья говорит: «Это наши старики». На картине помещение, нечто среднее между кабинетом коллекционера и английским вокзалом, в котором стоит несколько фигур с немного размытыми лицами. Картина очень большая, 3 на 2 м. Я купил ее у Марины Гисич на Cosmoscow.

Последние несколько лет мы наблюдаем расцвет новых ярмарок в России. «1703», blazar, |catalog|, Port Art Fair. Вы эти новые ярмарки воспринимаете как конкурентов или как соратников?

Все они работают на увеличение интереса к современному искусству. Пока не воспринимаю их как конкурентов, потому что у нас узкая специализация — графика.

Для вас ярмарка «Контур» — это бизнес или культурная благотворительность?

Это подарок родному городу. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+