18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эйфелева башня снова провоцирует споры

Пока что перекрасить успели лишь 30% конструкций башни, и эти необходимые работы сильно задержались.  Фото: Yann Vernerie/TAN
Пока что перекрасить успели лишь 30% конструкций башни, и эти необходимые работы сильно задержались.
Фото: Yann Vernerie/TAN
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Культовая парижская достопримечательность в бедственном положении: затраты на ремонт и покраску 135-летней конструкции грозят вот-вот выйти из-под контроля, сотрудники бастуют — и все это накануне Олимпийских игр

Профсоюзные работники и правительство Франции обвиняют муниципалитет Парижа в том, что тот не заботится должным образом об Эйфелевой башне, ставя под угрозу всеми любимый национальный символ, построенный в 1887–1889 годах. В феврале вход на башню из-за забастовки был закрыт шесть дней. Это уже вторая забастовка с 27 декабря (тогда сотрудники покинули свои рабочие места в день 100-летия смерти создателя башни, Гюстава Эйфеля), в период, когда достопримечательность посещает в среднем 20 тыс. человек в день. Профсоюзы грозятся возобновить забастовки во время Олимпийских игр этим летом, когда столица Франции, как ожидается, примет более 15 млн туристов.

«На глазах у сотрудников башня день за днем все больше покрывается ржавчиной, и этот процесс может принять необратимый характер», — объясняет представитель профсоюза Александр Леборн. В свое время Эйфель оговорил необходимость раз в семь лет реставрировать и перекрашивать памятник. Но с момента последней реставрации прошло 14 лет. Работы уже было стартовали в 2019 году, но их пришлось отложить из-за пандемии коронавируса. Вдобавок в оригинальной краске обнаружили недопустимо высокое содержание свинца, поэтому ее понадобилось полностью удалить. Пока что перекрасить успели лишь 30% башни. Из-за необходимости мониторить количество свинца годовые эксплуатационные расходы взлетели с €50 млн до €92 млн, и это не предел.

Кроме того, профсоюзы жалуются на недостатки инфраструктуры, из-за которых даже те туристы, у кого уже есть билеты, все равно вынуждены проводить до трех часов в очереди на вход.

Эти проблемы во многом связаны с затяжным конфликтом между муниципалитетом и нанятой им управляющей компанией. В 2020–2021 годах, когда по распоряжению правительства культурные объекты закрылись на год из-за пандемии, компания потеряла €100 млн. Сейчас она рассматривает возможность повысить стоимость билетов на 20% на время Олимпийских игр, чтобы частично компенсировать эти потери.

В феврале вход на башню из-за забастовки был закрыт шесть дней. Фото: Wikimedia
В феврале вход на башню из-за забастовки был закрыт шесть дней.
Фото: Wikimedia

В феврале, чтобы прекратить забастовку, управляющая компания пообещала инвестировать €380 млн в техническое обслуживание и реставрацию до 2031 года и сбалансировать свой бюджет в 2025 году. Но профсоюзы настроены скептически. По условиям контракта с городскими властями в том же году причитающиеся муниципалитету выплаты вырастут с €16 млн до €50 млн — суммы, которую профсоюзы называют «нереалистичной и ставящей под угрозу бюджет на техническое обслуживание». Им удалось договориться о снижении этой суммы до €31–34 млн, но это по-прежнему составляет 25% выручки от памятника. «Это в целом совершенно несбалансированная система, — говорит представитель управляющей компании. — За девять лет наша компания вышла в плюс только дважды, в 2014 и 2018 годах».

В итоге конфликт перешел на общегосударственный уровень. «Управление Эйфелевой башней организовано чудовищно плохо», — заявила в интервью Radio Sud министр туризма Франции Оливия Грегуар. «Мэр Парижа Анн Идальго разъезжает по миру, бросив символ Франции в ужасном состоянии», — добавила она. Грегуар также пожаловалась на неухоженность парка, прилегающего к достопримечательности, и на «небезопасную обстановку рядом с башней», где снова промышляют «карманники и карточные шулеры». На это заместитель мэра по делам туризма Фредерик Оккар возразил, что шулеры — это «практически неотъемлемый элемент пейзажа; если здесь нет ни одного шулера или уличного торговца, возникает ощущение, что чего-то не хватает».

Как бы то ни было, Оккар пообещал увеличить штат полицейских на время Олимпийских игр. Но президент управляющей компании Жан-Франсуа Мартен просил поместить Эйфелеву башню под «постоянную охрану полиции», поскольку «вопрос безопасности стал серьезной проблемой для посетителей и сотрудников».

Новый министр культуры Франции Рашида Дати также включилась в конфликт. В сообщении на платформе X она призвала присвоить Эйфелевой башне и ее парку статус исторического памятника, что «позволит государству требовать проведения аварийных работ». «Охранные меры, применяемые сейчас, недостаточны», — считает министр. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+