18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Все в сад!

В связи с юбилеем планируется отметить день рождения первого российского регулярного сада широко. Фото: Государственный Русский музей
В связи с юбилеем планируется отметить день рождения первого российского регулярного сада широко.
Фото: Государственный Русский музей

320-й день рождения Летний сад отмечает в этом году двухдневным праздником, который пройдет в Петербурге в начале июня

День Летнего сада — новый праздник, недавно учрежденный Государственным Русским музеем (с 2004 года Летний сад вместе с Летним дворцом Петра I и Домиком Петра стал отделом ГРМ). В связи с юбилеем музей планирует отметить день рождения первого российского регулярного сада широко.

Старт праздничным мероприятиям дала ежегодная церемония снятия зимних «одежд» со скульптуры Летнего сада. С фигур, перезимовавших под снегом в саду, сняли деревянные щиты и защитные холщовые покрывала. Это действо корнями уходит в XVIII век и является своеобразным историческим мостиком, связывающим прошлое и настоящее. Первой укрывать мрамор на зиму придумала Анна Иоанновна. Тогда фигуры только оборачивали холстами, которые от перепадов температур намокали и замерзали. В начале XIX века скульптор Василий Демут-Малиновский, автор монументальных композиций Казанского собора и арки Главного штаба, предложил закрывать статуи еще и деревянными футлярами. Прием оказался настолько эффективным, что даже в годы Великой Отечественной войны скульптуру, укутанную в ткань, закапывали в землю, предварительно выложив ямы деревянными щитами. Холст и деревянные футляры используют в Летнем саду и сегодня.

Холст и деревянные футляры используют в Летнем саду и сегодня. Фото: Государственный Русский музей
Холст и деревянные футляры используют в Летнем саду и сегодня.
Фото: Государственный Русский музей

В этом году «раздевание» статуй началось с единственной подлинной мраморной скульптурной группы «Мир и Победа» (ее еще называют «Мир и Изобилие» или «Ништадтский мир»). Ее в 1722 году по заказу Петра I создал итальянский мастер Пьетро Баррата. Правда, в Петербург она попала только после смерти императора, с тех пор стоит возле Летнего дворца Петра. Сейчас все остальные фигуры в Летнем саду — копии, выполненные из искусственных материалов в ходе реконструкции 2009–2012 годов. Мраморные оригиналы хранятся в отделе скульптуры в Михайловском замке.

Как считают в Русском музее, в этом году Летний сад должен отметить свой 320-й день рождения. Хотя в литературе о Летнем саде до середины прошлого века фигурировал 1706 год (в частности, он указан в книге Николая Лансере «Дворец Петра Первого», вышедшей в 1929 году). Но в 1940-е годы известный ландшафтный архитектор Татьяна Дубяго опубликовала письмо Петра I от 5 апреля 1704 года к главе Разрядного приказа Тихону Стрешневу, которое гласит: «Как вы мое письмо получите, изволь, не пропустя времени, всяких цветов из Измайлова не помалу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовником в Петербург». И хотя в письме нет ни слова о Летнем саде, идея, что он может быть почти ровесником Петербурга, прижилась. На следующий после 300-летнего юбилея Петербурга год прежний директор ГРМ Владимир Гусев заявил в одном из интервью, что теперь Летний сад будет вести свое летоисчисление с 1704 года.

Старт праздничным мероприятиям дала ежегодная церемония снятия зимних «одежд» со скульптуры Летнего сада. Фото: Государственный Русский музей
Старт праздничным мероприятиям дала ежегодная церемония снятия зимних «одежд» со скульптуры Летнего сада.
Фото: Государственный Русский музей

Юбилейные торжества начнутся в июне, Летний сад будет праздновать 320-летие два дня — 8 и 9 июня. По словам Аллы Маниловой, генерального директора ГРМ, день рождения превратится в настоящий праздничный марафон.

«Двухдневный марафон самых разных форматов и тематических блоков: искусство, музейное дело, музейные проекты, работа с детьми. Праздник будет разделен на специальные таймслоты: классический, семейный, молодежный — квесты, мастер-классы, игры, музыка, театр, лекции. Интересно будет абсолютно всем», — рассказала Алла Манилова.

В рамках Дня Летнего сада на Школьной аллее откроется планшетно-цифровая выставка, посвященная истории сада. Фото: Государственный Русский музей
В рамках Дня Летнего сада на Школьной аллее откроется планшетно-цифровая выставка, посвященная истории сада.
Фото: Государственный Русский музей

В рамках Дня Летнего сада на Школьной аллее откроется планшетно-цифровая выставка, посвященная истории сада. В последние годы музейные выставки в Летнем саду становятся все более заметным явлением. Организованная в прошлом году в павильоне «Лакоста» выставка «Театр примул аурикул» была удостоена Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству как лучший просветительский проект. Кроме того, эта выставка вошла в ежегодник Королевского общества любителей примул National Auricula & Primula Society (№ 70, 2023, Argus, Великобритания).

Следующий массовый праздник в Летнем саду состоится в конце лета — 31 августа и 1 сентября. В эти два дня сад будет работать только для детей и все мероприятия тематически будут связаны с наступающим новым учебным годом.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+