18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дрезден — место, где изобрели красоту

Полностью восстановленная из руин церковь Фрауэнкирхе.  Фото: Василий Малыгин/Unsplash
Полностью восстановленная из руин церковь Фрауэнкирхе.
Фото: Василий Малыгин/Unsplash
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами

В заголовке этой статьи — высказывание «отца искусствознания» Иоганна Иоахима Винкельмана. Дрезден давно считается одним из красивейших городов мира. Его история началась восемь столетий назад, а расцвет пришелся на те времена, когда Саксония еще называлась замысловатым словом «курфюршество». В XVII–XVIII веках город был резиденцией саксонских князей-курфюрстов и одной из культурных столиц Европы. Именно тогда он обрел свой знаменитый царственный облик.

В немецкой литературе за Дрезденом прочно закрепилось имя Флоренции на Эльбе: итальянский город прославился как колыбель Ренессанса — его побратим же стал эталоном стиля барокко. Построенный как единый архитектурный ансамбль, дрезденский Альт­штадт, старый город, — само воплощение барочной страсти. И если архитектура, согласно все тому же Гёте, это застывшая в камне музыка, то Альтштадт — одна из величайших в мире каменных симфоний.

В феврале 1945 года ее заглушили разрывы бомб. Роскошные дворцы, театры и церкви исчезли, поглощенные огненным штормом, за несколько часов исторический центр обратился в руины. Оценить масштабы тех разрушений можно в музее «Дрезденский панометр». Здесь, в бывших газгольдерах, художник Ядегар Асизи создал на основе фотоснимков, сделанных через пару дней после бомбежки, завораживающую панораму диаметром 107 и высотой 27 м.

Военно-исторический музей в районе  Альбертштадт.  Фото: Easy Fotostock / Фотобанк Лори
Военно-исторический музей в районе Альбертштадт.
Фото: Easy Fotostock / Фотобанк Лори

Многие годы Альтштадт восстанавливали по кирпичику, стараясь использовать даже самые маленькие уцелевшие фрагменты. Оригинальные камни, почерневшие от огня и времени, и сегодня легко отличить от добавленных реставраторами. Из-за этого здания кажутся пестрыми, но величию вновь зазвучавшей каменной музыки Дрездена это ничуть не мешает. Символом возрожденного города стала церковь Фрауэнкирхе. Ее руины было решено оставить как напоминание о войне, наподобие западноберлинской церкви кайзера Вильгельма, однако на фоне объединения Германии всемирно известный дирижер и трубач Людвиг Гюттлер начал кампанию по сбору средств на воссоздание разрушенного шедевра барокко. И вот церковь, как прежде, возвышается над городом. Другие архитектурные шедевры, восставшие из руин: дрезденский замок-резиденция, внешняя стена которого украшена самым большим в мире панно из 24 тыс. плиток мейсенского фарфора, и кафедральный собор Хофкирхе с изящной звонницей, и дворец Цвингер с его фонтанами и статуями, и величественная Опера Земпера, и Академия художеств с золотой крылатой фигурой на стеклянном куполе. Реставрация продолжается и сегодня. К концу года, например, планируют восстановить все фрески и сграффито, украшавшие фасады и внутренние дворики замка-резиденции.

В большинстве зданий Альт­штадта размещаются музеи дрезденских Государственных художественных собраний. В Цвингере «прописана» легендарная Галерея старых мастеров; здесь можно увидеть «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, «Шоколадницу» Лиотара, полотна Вермеера, Рубенса, Тициана и прочих великих. В Альбертинуме представлены фонды Галереи новых мастеров, охватывающие период с конца XIX века до наших дней, и та самая коллекция скульптур, что вдохновила Ивана Цветаева на создание музея, который известен сегодня как ГМИИ имени А.С.Пушкина.

Вид на здание Высшей школы изобразительных искусств.  Фото: Age Fotostock/Фотобанк Лори
Вид на здание Высшей школы изобразительных искусств.
Фото: Age Fotostock/Фотобанк Лори

В парадных залах замка-резиденции располагаются Гравюрный кабинет с выдающейся коллекцией графики, Нумизматический кабинет, Оружейная палата с Турецким залом, хранящим одно из наиболее значительных собраний османского искусства за пределами Турции, а также «Зеленые своды» — самая богатая в Европе коллекция драгоценностей, собранная саксонскими курфюрстами из рода Веттинов. В ­2019-м ограбление сокровищницы стало мировой сенсацией: стоимость пропавших ценностей составила более €1 млрд. К счастью, похитителей нашли, и в 2022-м большая часть украденного вернулась в музей.

Музеям Альтштадта всегда есть чем удивить и завсегдатаев, и новых посетителей. Так, в казематах музея-крепости под живописной Террасой Брюля (Гёте называл ее «Балконом Европы») недавно запустили мультимедийные туры. А в Цвингере работает галерея виртуальной реальности Zwinger Xperience, позволяющая совершить путешествие в прошлое. Всего же в Дрездене более 50 музеев, в том числе плавучий — крупнейшая в мире коллекция старинных пароходов (многие из них совершают круизы по Эльбе). Альтернатива водным турам — поездки по городу на пластмассовых гэдээровских автомобилях Trabant, выкрашенных под зебр и леопардов.

К социалистическому периоду истории в Дрездене в целом относятся с уважением. Стеклобетонную коробку Дворца культуры рядом с барочным Альтштадтом сносить не стали, а провели реконструкцию, сохранив все социалистические мозаики и фризы. Теперь здесь современный культурный центр (местные зовут его просто «Культи») с концертным залом Дрезденской филармонии, библиотекой и выставочными пространствами. Проект реконструкции получил в 2019 году премию Немецкого музея архитектуры (DAM).

Мозаика Дворца культуры Фото: Age Fotostock/Фотобанк Лори
Мозаика Дворца культуры
Фото: Age Fotostock/Фотобанк Лори

Впрочем, за современным искусством лучше отправиться на противоположный берег Эльбы. Расположенный здесь Новый город, Нойштадт — это уже совсем другой Дрезден, где тон задают не барочные дворцы, а стрит-арт, хипстерские бары, модные галереи и техно-клубы в бывших промзонах. Например, реконструированный по проекту Даниеля Либескинда Военно-исторический музей в классическом здании бывшего арсенала, пронзенном исполинским стальным клином. Или пассаж Kunsthof — пять расписных проходных дворов: в одном жует стену многоэтажный жираф, в другом резвятся загадочные разно­цветные существа, в третьем водосточные трубы превратились в духовой оркестр, готовый исполнять ноктюрны. В Нойштадте множество арт-центров и галерей. В сентябре в рамках недельного Neustadt Art Festival они устраивают дни открытых дверей.

В начале 1990-х завсегдатаи здешних баров в шутку объявили об основании независимой Bunte Republik Neustadt — Пестрой Республики Нойштадт. Обвели границы белой краской, напечатали паспорта и деньги с Микки-Маусом и выпустили закон, обязывающий всех граждан отмечать день рождения BRN не меньше трех дней кряду. Краска давно стерлась, а традиция устраивать в июне грандиозное веселье осталась, превратившись в один из главных городских фестивалей.

В Нойштадте постоянно что-то происходит: то музыкальный фестиваль с бесплатными концертами, то кинопоказы у Эльбы на любимом городском променаде Konigsufer («Королевский берег»), то выставки современного искусства под открытым небом. Для мест вроде Нойштадта в немецком языке есть словечко Szeneviertel — «точка, где жизнь бьет ключом». Впрочем, так можно назвать весь Дрезден. Сегодня этот старый город полон молодой силы.  


Кунстхаус

Кунстхаус. Фото: Kunsthaus Dresden
Кунстхаус.
Фото: Kunsthaus Dresden

Муниципальная галерея современного искусства входит в список музеев Государственных художественных собраний Дрездена и занимает сохранившийся с довоенных времен барочный дворец в Нойштадте по соседству со знаменитым Золотым всадником — покрытым сусальным золотом памятником курфюрсту Августу I. В постоянной экспозиции представлены работы художников и скульпторов со всего мира, а временные выставки, инсталляции, дискуссии и перформансы посвящены актуальным проблемам повседневности. Проходят они не реже шести-семи раз в год, в том числе на открытых площадках.


GEH8

GEH8. Фото: GEH8
GEH8.
Фото: GEH8

Креативный центр в бывших вагоноремонтных ангарах на правом берегу Эльбы объединяет в себе выставочный зал, концертную площадку, клубную зону с кафе и коворкингом и арт-коммуну для художников, архитекторов, дизайнеров и музыкантов. Открытые студии резидентов проекта, работающих в самых разных жанрах, примыкают к 300-метровому арт-пространству, так что любой желающий может наблюдать за ходом творческого процесса, а иногда и принимать в нем участие. Старые железнодорожные пути вокруг ангаров стали площадкой для самовыражения, полной необычных объектов и стрит-арта.


Ostrale

Ostrale. Фото: Ostrale
Ostrale.
Фото: Ostrale

Одна из крупнейших немецких биеннале проходит в необычных пространствах: поначалу основной площадкой были бывшие скотобойни — те самые, что описаны в «Бойне № 5» Курта Воннегута, а в последние несколько лет арт-фестиваль обосновался в столовой бывшего гэдээровского компьютерного завода Robotron. Ostrale организует арт-резиденции, проекты и перформансы в Дрездене и других городах Германии и Европы. В 2022 году центр открыл пространство Ostrale Basis с выставочным залом и мастерскими в районе Юбигау. Ostrale позиционирует себя как «волшебное место на границы фантазии и реальности».


Хеллерау

Хеллерау. Фото: www.hellerau.org
Хеллерау.
Фото: www.hellerau.org

Сейчас район Хеллерау входит в черту города, а в начале XX века он был рабочим предместьем, обустроенным в прогрессивной концепции города-сада. Основанный здесь в 1911 году Фестивальный театр в свое время стал одним из центров европейского модернизма и экспрессивного танца. Сегодня его традициям наследует один из ведущих арт-центров Германии. Институция проводит междисциплинарные фестивали, выставки и мероприятия в сфере современного искусства, театра, танца, музыки и медиаарта и исследует искусство в эпоху новых технологий — этой теме посвящена постоянная экспозиция в здании Фестивального театра.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+