18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Вавилонское столпотворение: одна башня на четверых живописцев

Тобиас Верхахт. При участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка, Абеля Гриммера. «Вавилонская башня». Около 1606 – 1620.  Фото: Государственный Эрмитаж
Тобиас Верхахт. При участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка, Абеля Гриммера. «Вавилонская башня». Около 1606 – 1620.
Фото: Государственный Эрмитаж
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Реставрация «Вавилонской башни» специалистами Эрмитажа завершилась сенсационным открытием: установлены имена участников целого коллектива, работавшего над картиной. Не столь уж редкий случай для фламандской традиции, но список авторов впечатляет

Картина, еще недавно считавшаяся произведением неизвестного фламандского художника, теперь получила имена сразу четырех выдающихся мастеров нидерландского маньеризма первой четверти XVII века. Результат многолетней работы реставраторов, научных сотрудников и хранителей представлен сейчас в Государственном Эрмитаже на выставке «…И сделаем себе имя…».

Речь о картине, которую, как выяснилось, создавали одновременно Тобиас Верхахт (учитель Рубенса), Ян Брейгель Старший (Бархатный), а также Хендрик де Клерк и Абель Гриммер. Брейгель и де Клерк — придворные живописцы эрцгерцога Альберта, вероятного заказчика картины.

Картина «Вавилонская башня» в процессе реставрации. Реставратор Максим Лапшин  Фото: Государственный Эрмитаж
Картина «Вавилонская башня» в процессе реставрации. Реставратор Максим Лапшин
Фото: Государственный Эрмитаж

«Вавилонская башня» (189 на 125 см, дерево, масло) попала в Эрмитаж из Германии в 1946 году в числе других «перемещенных ценностей» и с тех пор хранится в закрытом фонде. Ее никогда не выставляли, до недавнего времени она не проходила комплексной реставрации, у нее не было рамы. Почти 80 лет назад, принимая картину в музей, реставраторы закрыли часть красочного слоя профилактическими заклейками, их периодически меняли. Проверка состояния работы в 2017 году, перед переездом фонда «специального хранения» в Реставрационно-хранительский центр в Старой Деревне, показала, что под заклейками прогрессировало отставание живописи.

«Отставания укрепили, потом я вернул работу в фонд, — рассказал Максим Лапшин, реставратор высшей категории. — В 2019 году началась подготовка картины к выставочному проекту. До начала художественной реставрации мы укрепили всю поверхность и целый год наблюдали, как поведет себя доска после укрепления красочного слоя». К полному раскрытию живописи реставраторы приступили только в 2020-м и за четыре года выполнили весь комплекс работ: укрепление грунта, красочного слоя, утончение лака и поздних записей, тонирование утрат.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Особую сложность представляла работа с деревом. Основу картины составляют шесть горизонтальных досок балтийского дуба, покрытых грунтом. С обратной стороны они скреплены дополнительными досками и паркетажем (системой укрепления деревянной основы), который, по мнению Максима Лапшина, был установлен в XVIII веке. Горизонтальные доски под тяжестью собственного веса проседают, деформируя живопись, и, пока «Вавилонская башня» хранилась в фондах, ее ставили вертикально на одну из боковых сторон. Для показа в залах реставраторы придумали специальную систему креплений, которая позволяет картине как бы парить в воздухе: доски не опираются друг на друга, вес распределяется равномерно. Кроме того, она получила новую раму.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Параллельно реставрации проведена огромная исследовательская работа. Как рассказала Алиса Мезенцева, научный сотрудник Эрмитажа, одна из кураторов выставки, после снятия старого лака стало очевидно, что композиция пейзажа, изысканное сочетание белого и сине-зеленых тонов принадлежат кисти Тобиаса Верхахта. К тому же в частном собрании в Амстердаме нашелся его предварительный рисунок к картине.

Реставрация позволила выделить три группы фигур, написанных разными художниками. Над изображением людей на переднем плане слева явно трудился Брейгель, фигуры справа принадлежат кисти Хендрика де Клерка, а самые маленькие фигуры на дальнем плане характерны для творчества Абеля Гриммера. Выводы эрмитажных специалистов поддержала Сабине ван Шпранг, хранитель фламандской живописи Королевского музея изящных искусств в Антверпене.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Фламандская традиция предполагает коллективную работу над сложными сюжетами, когда один мастер пишет пейзаж и здания (в данном случае это Тобиас Верхахт), другой — фигуры людей, — рассказала Алиса Мезенцева. — Четыре выдающихся мастера сразу — явление уникальное. Атрибуция помогла установить дату создания картины — между 1602 годом, когда Брейгель и Гриммер были на службе у эрцгерцога, и 1620 годом, когда Гриммер умер».

Как выяснили специалисты Эрмитажа, с 1944 по 1946 год работа находилась в монастыре Ленин недалеко от Берлина, куда ее и другие экспонаты, спасая от бомбардировок, вывезли из музея королевского дворца. Рядом находился лагерь для военнопленных, поэтому немцы были уверены, что советская авиация не станет бомбить монастырь.

Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.  Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Вавилонская башня» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Мы пять лет искали документы в архивах России и Германии, — рассказала Анна Апонасенко, заместитель заведующего отделом научной документации Эрмитажа, одна из кураторов выставки. — Нам удалось проследить историю картины до 1690 года, когда ее за 200 талеров, огромную по тем временам сумму, приобрел курфюрст Фридрих Вильгельм I Бранденбургский. Кстати, уже тогда она значилась как работа неизвестного мастера».

К выставке «…И сделаем себе имя…» (до 2 июня) подготовлен научный каталог. Впоследствии «Вавилонская башня» займет место в постоянной экспозиции Эрмитажа.


Вавилонская башня как героиня выставки в Эрмитаже

Кирпич с клинописной надписью Навуходоносора II, царя Вавилона.  Южная Месопотамия (Вавилония), Вавилон VII–VI вв. до н. э.   Фото: Государственный Эрмитаж
Кирпич с клинописной надписью Навуходоносора II, царя Вавилона. Южная Месопотамия (Вавилония), Вавилон VII–VI вв. до н. э.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первые изображения Вавилонской башни известны со Средних веков. В основном это фрески. Одна из них, XII века, находится в бенедиктинском аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп во Франции. Первая известная живописная работа — миниатюра Сандерса Бенинга начала XVI века. На выставке в Эрмитаже самое молодое изображение — «Вавилонская улитка» (2010) из агата петербургского камнереза Антона Ананьева. Самый древний экспонат — кирпич с клеймом Навуходоносора II из руин Вавилона, подаренный Александру I.

Художник-камнерез А. В. Ананьев. «Вавилонская улитка». 2010.  Фото: Государственный Эрмитаж
Художник-камнерез А. В. Ананьев. «Вавилонская улитка». 2010.
Фото: Государственный Эрмитаж

Сюжет о Вавилонской башне, которому в Книге Бытия посвящено всего девять стихов, на протяжении веков не раз переосмысливался. Одни видели в нем формирование языкового разнообразия, другие — символ абсолютной власти. Выставка «…И сделаем себе имя…» показывает, как миф о башне интерпретировался в работах разных ученых и художников — от иезуита Афанасия Кирхера, энциклопедистов Дидро и Д’Аламбера до нидерландца Кеса ван Донгена, автора иллюстраций к повести Вольтера «Царевна Вавилонская».

Неизвестный фламандский художник XVII в.  «Постройка Вавилонской башни». 1610-е. Фландрия, Антверпен.  Фото: Государственный Эрмитаж
Неизвестный фламандский художник XVII в. «Постройка Вавилонской башни». 1610-е. Фландрия, Антверпен.
Фото: Государственный Эрмитаж

Немецкий исследователь иконографии Вавилонской башни Хельмут Минковский много лет изучал, как миф о ней представлен в европейской живописи. В книге «Вавилонская башня поднимается из тумана прошлого» он называет 650 известных работ на этот сюжет. Они есть в фондах почти любого европейского музея. Авторство многих из них остается спорным, некоторые так и не атрибутированы. На выставке в Эрмитаже впервые представлена еще одна картина из собрания музея с этим сюжетом — кисти Луи де Коллери.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+