18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Живописица преславна, Кауфман, подруга муз!»

Ангелика Кауфман. «Портрет Эммы, леди Гамильтон, в образе музы комедии». 1791.  Фото: Частная коллекция
Ангелика Кауфман. «Портрет Эммы, леди Гамильтон, в образе музы комедии». 1791.
Фото: Частная коллекция
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В Лондоне, в Королевской академии художеств, проходит ретроспектива Ангелики Кауфман — художницы, которая два с половиной века назад была соосновательницей академии, предвосхитив торжество феминизма в мире искусства

Уроженка альпийского города Кур, Ангелика Кауфман (1741–1807) переехала в Лондон, когда ей было 20 с небольшим, и два года спустя стала соосновательницей Королевской академии художеств. «Она была одной из всего двух женщин в группе основателей академии, — рассказывает куратор выставки Аннетт Уикхем. — Впоследствии женщин туда не принимали на протяжении всего XIX века, что делает этот проблеск инклюзивности в истории академии еще более любопытным».

Ангелика Кауфман. «Автопортрет с бюстом Минервы». 1780–1784.  Фото: Grisons Museum of Fine Arts/Gottfried Keller Foundation, Federal Office of Culture, Bern
Ангелика Кауфман. «Автопортрет с бюстом Минервы». 1780–1784.
Фото: Grisons Museum of Fine Arts/Gottfried Keller Foundation, Federal Office of Culture, Bern

Выставка, которую Уикхем подготовила совместно с Беттиной Баумгертель, открылась в дюссельдорфском Кунстпаласте в январе 2020 года и должна была отправиться в Королевскую академию годом позже, но была отложена из-за пандемии коронавируса. Как и оригинальная экспозиция, лондонская версия выстроена по большей части хронологически и рассказывает о творческом пути Кауфман в трех десятках работ, охватывая четыре основных этапа ее жизни. Главное отличие заключается в том, что Уикхем расширила раздел, посвященный лондонскому периоду, и более подробно рассказывает о ее репутации и отношениях с другими членами академии.

Кауфман проявляла одаренность с раннего возраста, причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке и литературе. В начале 1760-х юная Ангелика изучала классическую скульптуру и живопись старых мастеров в Италии под руководством отца, художника Йозефа Иоганна Кауфмана.

В Риме она писала картины по заказу коллег-художников и ученых; в их числе был немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман, которого она изобразила за столом в повсе­дневной одежде. Куратор рассказывает, что решение изображать знаменитых заказчиков в неформальной, домашней обстановке выделяло ее среди портретистов того времени.

Ангелика Кауфман. «Автопортрет на перепутье между музыкой и живописью». 1794. Фото: National Trust Images/John Hammond
Ангелика Кауфман. «Автопортрет на перепутье между музыкой и живописью». 1794.
Фото: National Trust Images/John Hammond

Ангелика Кауфман умела заводить дружбу с нужными людьми и прекрасно понимала, что ей проще стать знаменитой, если она будет писать портреты знаменитых людей. Пере­ехав в Лондон в 1766 году, одним из первых она написала портрет Джошуа Рейнолдса, с которым познакомилась незадолго до того; затем последовали портреты членов королевской семьи. Ей нравилось, что по ее картинам создавали тиражные гравюры, это способствовало росту ее популярности.

Несмотря на успех в качестве портретистки, Кауфман считала себя в первую очередь создательницей исторической живописи — жанра, который высоко ценился в академии и который она интерпретировала весьма незаурядно. «Я отнюдь не пытаюсь выставить ее феминисткой, опередившей свое время, но она, бесспорно, любила отыскивать интересные истории, в которых женщины играют активную роль, и показывать их в неожиданном ключе», — говорит Аннетт Уикхем. К примеру, на картине «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония» (около 1769) египетская царица изображена подчеркнуто скромно, без намека на экзотичность.

Ангелика Кауфман. «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония». Около 1769.  Фото: The Burghley House Collection
Ангелика Кауфман. «Клеопатра украшает саркофаг Марка Антония». Около 1769.
Фото: The Burghley House Collection

Раздел, посвященный Кауфман и Королевской академии, рассказывает о пути художницы к успеху в обществе XVIII века. Если в начале она занимала позицию относительного аутсайдера (в знаменитом «Групповом портрете членов Королевской академии художеств» 1771–1772 годов кисти Иоганна Цоффани обе женщины-основательницы, Ангелика и ее коллега Мэри Мозер, изображены в виде незаконченных портретов на стене), то со временем Кауфман получила заказ на создание четырех овальных потолочных картин для Сомерсет-Хауса, где располагалась академия. Две из этих работ вошли в нынешнюю экспозицию.

Выставку завершает раздел, посвященный позднему периоду карьеры Кауфман в Риме, куда она вернулась в 1782 году. Здесь она держала салон и мастерскую, оставаясь популярной до самой смерти. (Стоит отметить славу, которой художница пользовалась в России: сам Гавриил Державин в 1795 году посвятил ей оду, и мы не могли устоять перед соблазном вынести строки из нее в заголовок этой статьи. — TANR.)

Ангелика Кауфман. «Дизайн». 1780.  Фото: John Hammond/Royal Academy of Arts, London
Ангелика Кауфман. «Дизайн». 1780.
Фото: John Hammond/Royal Academy of Arts, London

Почему же имя художницы оказалось на периферии истории искусства? В начале XIX века неоклассицизм вышел из моды. А еще из-за того, что работы Ангелики Кауфман часто воспроизводили на мебели и других декоративных объектах, ее творчество стало восприниматься как несерьезное. И все же, как подчеркивает куратор, «это оптимистическая история, демонстрирующая ее упорство, способность постоять за себя и доказать свою состоятельность — и в этом она преуспела».  

Королевская академия художеств
«Ангелика Кауфман»
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+